Единый европейский акт
В течение 30 лет с момента образования Европейских сообществ их деятельность осуществлялась на базе подписанных в 1950-е гг. учредительных договоров, в содержание которых вносились изменения лишь но отдельным, частным вопросам (бюджет, статус институтов и др.).
В связи с этим в 1985 г. Совет Европейских сообществ принял решение (вопреки сопротивлению представителей Греции, Великобритании и Дании) созвать специальную конференцию правительств государств-членов. По итогам конференции в 1986 г. был подписан Единый европейский акт, вступивший в силу после ратификации государствами-членами 1 июля 1987 г.
- во-первых, ЕЕА закрепил окончательную дату (31 декабря 1992 г.) построения единого для всех стран ЕЭС внутреннего рынка, т.е. “пространства без внутренних границ, в котором согласно положениям настоящего Договора обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов” (ст. 8а Договора о ЕЭС в редакции ЕЕА);
- во-вторых, Единый европейский акт расширил предметную компетенцию ЕЭС. Отныне к ведению Сообщества были отнесены новые сферы общей политики: региональная, научно-техническая, экологическая;
- в-третьих, существенной реформе была подвергнута система институтов Европейских сообществ. Реформа способствовала, с одной стороны, укреплению демократических начал в процессе принятия решений, с другой – усилению наднациональных черт, дальнейшему ограничению суверенитета государств – членов Сообществ.
В частности, Ассамблея Европейских сообществ, переименованная ЕЕА в Европейский парламент, получила новые полномочия в законодательном процессе (процедура сотрудничества, в которой Совет мог преодолеть вето Европейского парламента на законопроект только единогласно). Европейский парламент приобрел также право решающего голоса при решении вопросов о вступлении новых государств-членов в Сообщества, а ныне в Союз.
Единый европейский акт также расширил полномочия Комиссии и заложил правовую основу для создания новой судебной инстанции Европейских сообществ – Трибунала первой инстанции (в настоящее время Трибунал является одним из структурных элементов Суда ЕС).
Продолжая оставаться в тот момент организационно самостоятельными, Европейские сообщества и Европейское политическое сотрудничество согласно первой статье Единого европейского акта отныне должны были стремиться к общей для них цели – “сообща внести практический вклад в постепенное создание Европейского Союза”. Эта цель была достигнута в начале следующей, заключительной декады XX в.
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу