Функциональные и методологические особенности менеджмента

Рассмотрение теоретических и методологических основ менеджмента приобретает большое значение в понимании особенностей механизма его функционирования, а также способствует формированию ориентиров для определения целей управления, понимания логики управленческой деятельности.

Прежде всего, следует отметить, что менеджмент представляет собой определенного рода систему, эффективное действие которой обеспечивается путем выполнения каждым элементом системы той или иной функции.

В данном случае важно сформировать более или менее адекватное представление о менеджменте как некой системе взаимосвязанных элементов или структур. Среди компонентов процесса менеджмента чаще всего выделяют закономерности, принципы менеджмента, методы, механизмы, функции и т.д. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закономерностями менеджмента являются постоянно повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управленческой деятельности. К числу важнейших среди закономерностей менеджмента, которые актуализируются в процессе управления, специалисты относят следующие:

  • развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики;
  • определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией;
  • соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации;
  • соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта и объекта управления);
  • использование преимущественно сознательного (планомерно-го) управления;
  • концентрация и динамичное изменение функций управления в организации;
  • оптимизация (рационализация) уровней управления организацией;
  • рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности во многом обуславливают принципы управления, то есть основополагающие идеи и правила менеджмента по осуществлению управленческих функций. Среди общих принципов чаще всего выделяют такие, как:

  • принцип применимости (менеджер разрабатывает для всех сотрудников руководства к действию);
  • принцип системности (охват всей системы менеджмента с учетом внешних и внутренних факторов организации и взаимосвязи отдельных элементов организационной структуры);
  • принцип многофункциональности (учет менеджером различных аспектов деятельности, включая материальные ресурсы организации, условия организации труда, конечные цели и т.д.);
  • принцип интеграции (обеспечение интегрирования внутри организации различных способов отношений и взглядов сотрудников);
  • принцип ориентации на ценности (ориентация менеджмента на такие ценности, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цены и качества услуг и т.д.);
  • принцип оперативности управления (менеджер должен уметь быстро принимать нужные решения, оперативно переходить от выполнения одного вида работ к другому, эффективно действовать в изменяющихся условиях);
  • принцип объективности (менеджер должен быть беспристрастным, ориентироваться на объективное оценивание реальности, действия менеджера не должны зависеть от воли и желания объектов
  • субъектов управления).

Целеполагание является одним из наиболее важных методологических основ менеджмента. Роль фундаментального понятия в дан-ном случае играет «цель», сущность которой сводится к осознаваемой мотивации, побуждающей к действию для достижения определенного результата по отношению к тому или иному предмету.

Для достижения результатов организация формулирует цели своей деятельности, что принято называть целеполаганием. Целеполагание сводится по преимуществу к поведению, направленному на достижение обозначенной цели. При этом большую роль в целеполагании играет установление факторов, влияющих на достижение цели, а также дальней-шее планирование деятельности в соответствии с выявленными факторами.

Цель в работе организации, учреждения представляет собой предвосхищение результатов ее деятельности, желаемое состояние ее будущего. В связи с этим, достижение цели предопределяет основные направления деятельности организации.

В процесс достижения пред-полагаемого результата вовлекаются все имеющиеся ресурсы, включая и финансовые, и социальные (работа сотрудников), и прочие. «С позиции менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени. Для перевода системы управления из существующего состояния в желаемое необходима конкретная программа действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой».

Для достижения цели учреждение культуры, как и любая другая организация, разрабатывает программу действий, в процессе которой решаются более конкретные задачи, определяются средства их достижения, а также осуществляется планирование деятельности.

Цель учреждения культуры исходит из миссии и реализуется с помощью избранной стратегии и тактики (см. лекции темы № 4). Чаще всего в культурной сфере цели деятельности учреждения направлены на достижение социально значимых результатов: воспитание и эстетическое развитие личности, раскрытие творческого потенциала, формирование личностного сознания и т.д. Между тем каждое конкретное учреждение культуры имеет собственные цели, которые определяются ее стратегическим развитием и характерными особенностями реализуемых учреждением культурных услуг.

Однако при постановке целей менеджер любой организации или учреждения может руководствоваться общими принципами, принятыми в системе менеджмента:

  • описание ситуации;
  • выявление приоритетов;
  • выбор в качестве общей цели одного наиболее существенного приоритетного направления;
  • формулирование цели в терминах конечных результатов;
  • декомпозиция цели в системе «цель – ресурсы – результаты»;
  • построение дерева целей;
  • оценка дерева целей на полноту состава подцелей, их соподчиненности (иерархичности) и ресурсной обеспеченности;
  • формулировка целевых задач по целям и подцелям.

Задачами менеджмента являются подцели, которые достигаются посредством выполнения тех или иных действий в определенный промежуток времени. В организациях и учреждениях культуры выполнение задач распределено в соответствии с принятыми должностными обязанностями сотрудников. По своему характеру влияния на эффективность деятельности организации задачи менеджмента можно разделить на несколько групп.

В первую группу задач включают задачи, результат решения которых оказывает непосредственное воздействие на эффективность организации. В сфере культуры такого рода задачи направлены на повышение эффективности культурной деятельности, на улучшение качества культурных услуг (библиотечных, театральных, выставочных и прочих). Вторая группа включает задачи, решение которых влияет на функционирование учреждения через те или иные организационные формы.

Сюда относятся задачи социокультурного маркетинга, распределения ресурсов учреждения культуры, контроля культурной деятельности и т.д. Третью группу задач менеджмента можно охарактеризовать как вспомогательную, поскольку они направлены на решение задач первой и второй группы (учет культурной деятельности, аналитические исследования, аудит культурных учреждений).

Задачи менеджмента тесно связаны с маркетинговыми и управленческими технологиями, а также с работой персонала. Технология предполагает внедрение методов, процессов, материалов, комплекса мер или операций, которые направлены на создание, распространение, использование продукции, ее рост, повышение качества, сокращение затрат на производство услуги и т.д.

Внедрение новых технологий менеджмента в деятельность учреждений культуры предполагает системное сочетание знаний, навыков, оборудования и инфраструктуры, необходимых для реализации культурных услуг. Конкретные технологии управленческой деятельности (например, способы преобразования информации) используются для решения поставленных перед учреждением культуры задач.

Социальные (человеческие) ресурсы в менеджменте рассматриваются как совокупность руководителей и подчиненных. Задачи управления решаются через процессы руководства, а также через скоординированную и организованную деятельность сотрудников учреждения культуры.

Управление работой персонала на современном этапе развития технологий менеджмента является ключевым фактором в любой организации. В данном случае важно учитывать, что каждый сотрудник, специалист обладает теми или иными способностями, личностными качествами, разной степенью одаренности, которые при благоприятных условиях и внутренней среде организации могут проявиться и сыграть существенную роль в деятельности учреждения культуры.

Учреждения культуры функционирует только благодаря тому, что в них есть люди, которые создают культурные продукты, формируют внутренний микроклимат учреждения и в конечном итоге именно от работающих в нем людей зависит то, чем является конкретное учреждение культуры.

Понятия «цель» и «задача» в менеджменте соотносятся и с поня-тием «функция». Достижение целей и решение задач, как правило, происходит путем выполнения в процессе практической деятельности целого ряда функций. Функция – это роль, предназначение.

Функции менеджмента – это различные виды управленческой деятельности, которые осуществляются различными способами в процессе управления той или иной организацией. Функции менеджмента осуществляются с помощью соответствующей организации работ с применением конкретных приемов и способов реализации деятельности.

Обычно термин «функционирование» по отношению к организации применятся в тех случаях, когда предполагается, что в ней происходят работы, осуществляются действия людей. Так и управление можно рассмотреть как процесс по выполнению тех или иных действий. Каждая функция характеризуется целенаправленностью, имеет свои особенности, но при их взаимодействии образуется целостная и комплексная система управления организацией.

Функция менеджмента представляет собой целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Функции менеджмента раскрывают содержание процесса управления. Для выполнения какой-либо работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение – все это и есть функции менеджмента.

Выполнение функций может рассматриваться применительно к должности (функции работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, сектора и т.д.), органу управления (функции мини-терства, комитета культуры и др.)40. Функции управления отражают разделение и специализацию управленческого труда по горизонтали и по вертикали; они обеспечивают в организации руководство, управление и ведение хозяйственной деятельности.

Функции менеджмента разделяют на две группы – общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные). К общим функциям менеджмента относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование необходимо в процессе деятельности для определения целей организации и путей их достижения. В процессе планирования осуществляется подготовка к будущему, определение того, что и какие ресурсы потребуются и какими способами этого достичь. Планирование может быть долгосрочным (стратегическим) и кратко-срочным, оперативным.

Организация предполагает создание конкретных условий для достижения запланированных целей. Организация направлена на структурирование процесса работы учреждения, фирмы, на упорядочивание экономической, правовой, социально-психологической сторон ее деятельности. Организационная функция предполагает – кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, какие для этого потребуются средства.

Мотивация на современном этапе развития менеджмента понимается как система внутреннего побуждения работников к выполнению действий, которая лежит в основе процесса управления персоналом.

Мотивация связана с созданием таких условий для сотрудников организации, которые бы стимулировали работников к выполнению обозначенных в ходе управления действий. Мотивировать сотрудников – значит учитывать их интересы и обеспечивать благоприятную атмосферу для реализации их творческого потенциала, способностей, талантов.

Контроль как функция менеджмента необходим для обеспечения процесса достижения целей организации. Контроль предполагает непрерывное наблюдение и постоянное регулирование хода деятельности в организации с целью эффективного решения управленческих задач. Контроль тесно связан с планированием и предполагает выполнение корректирующих действий по предотвращению отклонений от определенных организацией целей.

Большую роль в менеджменте также играют и так называемые связующие функции, которые представляют собой принятие решений и коммуникативные процессы. Для успешной работы организации менеджер периодически делает выбор из нескольких альтернативных возможностей, что и представляет собой процесс принятия решения.

«Принятие решения – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать». Коммуникативные же процессы обеспечивают и регулируют циркуляцию информационных потоков как внутри организации, так и между организацией и внешней средой. Большую роль в коммуникации играет достоверность информации, адекватность способов ее кодировки, а также технологии передачи информационных сообщений.

К специфическим функциям менеджмента относятся такие из них, которые связаны с управлением конкретной сферой деятельности. В сфере культуры специфика функций проявляется в связи с особенностями процесса реализации культурных услуг и некоммерческим характером организаций. Учитывая особенности менеджмента в сфере культуры, о которых речь шла выше, специфическими функциями управления следует назвать следующие:

‒ ориентация на социальное партнерство, т.е. на тесное сотрудничество культурных учреждений с организациями образования, науки, религии, правоохранительными органами, что предполагает реализацию комплексных программ, мероприятий по развитию личности, региона, поселения и т.д.;

‒ реализация различных форм собственности в учреждениях культуры;

‒ учет в планировании, определении миссии, целей и задач учреждений культуры основных принципов культурной политики федерального и регионального уровня, разработанных в регионах стратегий культурного развития, культурных концепций, программ и т.д.;

‒ координация территориального, федерального и международного сотрудничества в сферах культуры и искусства.

В учреждениях культуры реализация специфических функций менеджмента тесно переплетена с задачами управления и общими функциями. Так, функция планирования позволяет определить основ-ные направления развития культурной деятельности, реализации культурных услуг, тогда как функция организации призвана осу-ществлять связь между различными подразделениями учреждения для решения вопросов обеспечения материальными ресурсами, организа-ции культурных мероприятий и т.д.

Методы менеджмента – это способы воздействия на объекты управления; приемы осуществления управленческой деятельности. В переводе с греческого слово «метод» означает «путь к чему-либо». С помощью различных методов управления реализуются функции ме-неджмента, достигаются цели организации. Можно также сказать, что методы управления – это комплекс методов «целенаправленного воз-действия на работников, группы, коллективы»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)