Государственное регулирование оценочной деятельности

Согласно определению, данному А.В. Верхозиной: «регулирование оценочной деятельности – система мер и процедур,  направленных на повышение качества оценочных услуг и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков ( саморегулирование или государственными органами (государственное регулирование), или совместно».

Сфера государственного и правового регулирования оценочной деятельности можно разграничить как функции и деятельность государственных органов, направленных на контроль за оценочной деятельностью и сферу действия норм права, определяющих права и обязанности субъектов оценочной деятельности, соответственно.

К сфере государственного регулирования оценочной деятельности можно отнести принятие лицензирующий органом, стандартов оценки некоторых видов объектов, необязательных к применению. Так некоторые методические рекомендации (например «Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности») не носят обязательный характер, но являются рекомендательными к использованию.

Одной из основных целей государственного регулирования является повышение качества оценочных услуг

Однако, стоит отметить, меры государственного регулирования оценочной деятельности, направленные на защиту прав и интересов граждан в ходе осуществления оценочной деятельности, что вытекает из сути лицензирования оценочных услуг, кроме того в функции государственного регулирования входят задачи администрирования деятельности лицензиатов (учет, выдача, приостановления или прекращения лицензий), проведение проверок, инспекция отчетов.

Кроме того, в функции лицензирующего органа переданы также государственные контрольные функции- экспертиза отчетов об оценке.

Смысл контрольных функций заключается в осуществлении функций органа исполнительной власти. Такие отношения носят не равный характер, (контролируемый субъект оценочной деятельности не может устанавливать свои условия взаимоотношений с государственным органом), но в то же время, по принципу административного права государственный орган должен устанавливать равные правила для всех контролируемых субъектов.

Государственный орган исполнительной власти вправе производить решения – применять меры воздействия на субъектов управления, давать указания, требовать объяснений и пр.

Значительный спектр отношений, связанных с регулированием оценочной деятельности связан с функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Основными инструментами регулирования деятельности по оценке (согласно А.В. Верхозиной) являются:

  • лицензирование
  • система Стандартов;
  • система сертификации качества услуг;
  • унификация учебных программ по подготовки оценщиков;
  • создание условий для развития и становления саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;
  • организация процесса включения процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство;
  • контроль за исполнением законодательства в области оценки.

Одной из существующих проблем в области правового регулирование оценочной деятельности, является неподготовленность российской правовой системы к терминологии, методологии профессиональной оценки.

Дело в том, что стандарты и законодательство по оценке стран с развитой рыночной экономикой представляют собой достаточно гибкий инструмент. Так оценщики имеют механизмы отхода от стандартов в проведении оценочных работ.

Общее настроение регулятивных актов по оценки представляет собой методологическую базу, ориентир для действия, профессиональным кодексом работы

Специфика оценочной деятельности, как работы требующей не всегда стандартных подходов к объектам и целям оценки, носящей исследовательский характер и требующей, особенно в российских условиях, гибкости в методологии и свободы оценщика в выборе путей проведения оценки, не может регулироваться жесткими законами и стандартами.

Общая правовая традиция России, с одной стороны, жестко требующая выполнения буквы закона и диалектически отраженная тенденция к бесконечному поиску несовершенств в законе и путей его обхода не совсем совместима с профессиональным самосознанием оценщиков в зарубежных странах и основной целью регламентационных актов- повысить качество и профессионализм оценщиков, сконцентрировать профессионализм оценщиков а не жестко регулировать их деятельность и создавать ситуации вечного противоречия между законом и практикой его применения.

Необходимость государственного регулирования оценочной деятельности возникла в России в связи с переходным периодом.

В традиции регулирования присутствует насаждение сверху института оценочной деятельности, в целях быстрейшего формирования оценочной деятельности в РФ.

Создание института оценочной деятельности сформированы объективными потребностями в экономики, для упорядочивания имущественных отношений, защиты государственного и частного имущества от произвола.

Так с 1997 года приватизация в РФ признается возмездным процессом, а для адекватного определения стоимости, пополнения бюджета и не допущение приватизации высокодоходных предприятий за бесценок необходимы, развитые оценочные отношения, с участием государства в их становлении для защиты собственных интересов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)