История создания Европейского Союза

В настоящее время существуют различные подходы к периодизации возникновения и развития Европейского союза (далее – ЕС).

На официальном сайте ЕС выделяют следующие этапы:

  • I. 1945-1959 гг. Мирная Европа – начало сотрудничества (ЕС был основан с целью прекращения частых и кровопролитных войн между соседями).
  • II. 1960-1969 гг. «Поворотные 60-е» (период экономического роста).
  • III. 1970-1979 гг. Первое расширение.
  • IV. 1980-1989 гг. Падение Берлинской стены. Польский профсоюз «Солидарность».
  • V. 1990-1999 гг. Европа без границ.
  • VI. 2000-2009 гг. Дальнейшее расширение.
  • VII. 2010 г. – настоящее время («десятилетие возможностей и проблем»).

В отечественной юридической литературе выделяют и обосновывают несколько иные этапы в развитии ЕС. Полагаем, что создание ЕС включает один предварительный и три основных этапа. В качестве предварительного этапа выступило формирование идеи европейской интеграции и постепенный переход последней в практическую плоскость.

Идея объединения европейцев (без англичан – примечание авторов) зародилась в конце XIX в. в целях борьбы с США и Японией в колониальных странах. Однако в то время наиболее острыми оказались противоречия между самими европейскими государствами, вызвавшие две мировые войны. По окончании периода мировых войн идея европейской интеграции реанимируется.

Основная роль в этом процессе принадлежала Уинстону Черчиллю, который в сентябре 1946 г., выступая в Цюрихе, предложил создать федерацию Соединенных Штатов Европы, основу которой составляла бы ось Париж – Бонн, т.е. союз Франции и Германии, а позднее создал в Лондоне ассоциацию «Объединенная Европа».

В июле 1947 г. аналогичная ассоциация была создана во Франции, а в декабре 1947 г. упомянутые ассоциации объединились с бельгийской лигой «Европейского сотрудничества», с Союзом европейских федералистов и с Социалистическим движением за создание Соединенных Штатов Европы. Также был создан международный координационный комитет сторонников движения «Объединенная Европа» во главе с Дунканом Сэндисом.

В мае 1948 г. в Гааге был созван I Европейский Конгресс, на котором были представлены организации (в достаточно большом количестве), выступавшие за объединение стран Западной Европы. В результате в конце 1948 г. было оформлено «Европейское движение» и идея Европейского объединения стала приобретать реальность.

Интересно
Первый этап (начало 50-х – середина 70-х гг. XX в.) связан преимущественно с экономической интеграцией, созданием соответствующих институтов Европейского экономического сообщества (далее – ЕЭС), обеспечением места ЕЭС в международных экономических отношениях.

Впервые идея создания подобного союза была высказана министром иностранных дел Франции Робером Шуманом 9 мая 1950 г., который предложил создать Европейское объединение угля и стали (далее – ЕОУС). День 9 мая 1950 г. считается своеобразным «днем рождения» ЕС и отмечается ежегодно как День Европы.

Основные институты ЕС были заложены в 1951 г., когда в Париже несколько государств Западной Европы (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) подписали соглашение о создании ЕОУС, были положены начала Общего рынка, а также предусмотрено создание таких институтов, как Парламентская Ассамблея (позднее превратившаяся в наднациональный Европейский Парламент), Совет Министров, Комиссия и Суд.

В 1957 г. вышеуказанные западноевропейские государства подписали в Риме договор о создании ЕЭС (далее – Римский договор, или Договор о ЕЭС). Главная цель, поставленная перед ЕЭС, состояла в создании общего рынка на территории стран-участниц путем устранения национальных барьеров на пути передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.

Интересно
Следует отметить, что на данном этапе ЕЭС как своеобразный государственный институт не сразу получило признание даже в масштабах Европы, так как самим странам-участникам – членам ЕЭС надо было привыкнуть к мысли, что многие вопросы уже решаются не самими государствами, а международной организацией, созданной ими.

Второй этап европейской интеграции охватывает период с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в., т.е. до Маастрихтских соглашений. В 1973 г. «шестерка» членов ЕЭС превратилась в «девятку» (плюс Дания, Ирландия, Великобритания), в 1981 г. их число достигло десяти (плюс Греция), а в 1986 г. – двенадцати (плюс Испания, Португалия).

Рост числа государств – членов ЕЭС не менял экономическую систему сообщества, она уже сложилась и укрепилась. На повестку дня был вынесен вопрос о политической интеграции, а точнее – о политико- правовых преобразованиях институтов Общего рынка в направлении создания определенной наднациональной западноевропейской организации.

Политическая интеграция стала следствием того, что на мировой арене ЕЭС сталкивалось с жестокой экономической и политической конкуренцией со стороны США и Японии, а в Европе – с давлением (политическим и военным) со стороны СССР. Кроме того, внутреннее положение в странах ЕЭС было весьма далеким от социальной гармонии и мира, на подъеме находились левые силы, объединенные идеей «еврокоммунизма». В таких условиях конечной целью экономического сотрудничества стран Западной Европы являлось «укрепление социальной структуры Европы и стабильности ее социальных и политических институтов».

Идея политической интеграции Западной Европы связывалась с модификацией роли и места Парламентской Ассамблеи (Европейского Парламента) в системе органов ЕЭС. Первоначально данная идея исключала присутствие Греции, Испании и Португалии, правящие режимы которых не соответствовали принятым моделям западной демократии. Данные страны, как отмечалось выше, присоединились к ЕЭС позднее, при этом такое присоединение произошло не сразу по политическому волеизъявлению, а на основе специальных соглашений и при соблюдении определенных условий.

20 сентября 1976 г. главы государств и правительств стран ЕЭС подписали в Брюсселе «Акт, относящийся к выборам в Ассамблею на основе прямого избирательного права», в котором предусматривалось единовременное избрание 410 депутатов от 9 государств ЕЭС на основе норм национального законодательства.

Депутаты – «представители народов и государств, объединенных в Сообщество» – должны были избираться на 5 лет и могли быть одновременно членами национальных законодательных органов, но не могли быть членами национальных исполнительных органов и не могли быть служащими исполнительных органов ЕЭС. Соглашение о выборах в Ассамблею подлежало ратификации в национальных парламентах стран «девятки».

Лидеры Европы предпочитали воздержаться от рассуждений по поводу организационных форм западноевропейской политической интеграции после выборов в Ассамблею, уступив место для комментариев средствам массовой информации, которые пришли к выводу, что единственно возможной формой является идея «федерального европейского государства».
Основная тенденция второго этапа западноевропейской интеграции состояла в стремлении расширить полномочия ЕС и параллельно, частично независимо от воли руководителей, в неизбежном усилении роли и влияния Суда ЕС.

Процесс создания ЕС являл собой нечто необычное: поначалу национальные государства породили международный правопорядок (ЕЭС), который затем стал приобретать черты внутреннего правопорядка (ЕС). В этом сложном процессе неизбежно возникали путаницы и неувязки, особенно в связи с толкованием и применением норм международного (ЕЭС) или национального правопорядка.

Правовая тенденция подводила должностных лиц к необходимости следовать правовой норме, но у них еще не было опыта совмещения внутреннего и внешнего правопорядков. Приходилось этому учиться, в том числе постоянно соизмеряя свои поступки с точкой зрения и решениями Суда ЕС.

Третий этап (с начала 90-х гг. XX в.) – этап непосредственного строительства ЕС. 7 февраля 1992 г. в Маастрихте был подписан Договор о ЕС (Маастрихтский договор), который вступил в силу 1 ноября 1993 г.

В соответствии с Маастрихским договором были созданы три опоры ЕС, так называемая «Храмовая структура ЕС»:

  • Европейские экономические сообщества;
  • Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ);
  • Общая политика в области внутренних дел и правосудия.

В мае 1992 г. в Порту (Португалия) было подписано Соглашение о европейском экономическом пространстве (англ. European Economic Area, EEA), которое вступило в силу 1 января 1994 г. и предусматривающее свободное движение товаров, капитала, услуг и людей («четыре свободы») в рамках Европейского единого рынка.

В 1995 г. к ЕС присоединились Финляндия, Австрия и Швеция. В марте 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах ряда государств – членов ЕС, подписанное еще в июне 1985 г. Позднее (май 1999 г.) соглашение замещено Шенгенским законодательством ЕС.

16 июля 1997 г. принята «Повестка дня 2000» Европейской комиссии о расширении ЕС. 2 октября 1997 г. подписан Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о ЕС (Маастрихтский договор), договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, который вступил в силу 1 мая 1999 г. В Амстердамском договоре четко прописаны условия вступления в ЕС.

С 1 января 1999 г. введена единая европейская валюта – евро. 24 марта 2000 г. принята Лиссабонская стратегия об экономическом, социальном и экологическом обновлении (англ. Lisbon Strategy) – новая стратегическая цель ЕС, направленная на повышение глобальной конкурентоспособности ЕС за экономическое обновление и улучшение в социальной сфере и охране окружающей среды.

26 февраля 2001 г. подписан Ниццкий договор, который вступил в силу 1 февраля 2003 г. Ниццкий договор внес изменения в Договор о ЕС (Маастрихтский договор) и в Договор о создании Европейского сообщества (Римский договор), реформировав институциональную структуру ЕС для расширения на восток.

Вступление Ниццкого договора в силу некоторое время было под сомнением в связи с его отклонением гражданами Ирландии на референдуме в июне 2001 г., однако в результате повторного референдума чуть более года спустя он был принят.

С мая 2004 г. к ЕС присоединились Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр, с 1 января 2007 г. – Болгария и Румыния. 13 декабря 2007 г. на саммите ЕС в Жеронимуше в Лиссабоне (Португалия) был подписан Лиссабонский договор (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о ЕС и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community).

Лиссабонский договор является попыткой коренного пересмотра правовых устоев ЕС. Лиссабонский договор был ратифицирован всеми государствами – членами ЕС и вступил в силу 1 декабря 2009 г. По своей сути, Лиссабонский договор призван заменить не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о ЕС в целях реформирования системы управления ЕС.

В июне 2010 г. принята «Стратегия 2020» – новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет. 30 января 2012 г. 25 государств – членов ЕС договорились о заключении так называемого «фискального пакта» – Договора о стабильности, координации и управлении, который вступил в силу с 1 января 2013 г. «Пакт» предусматривает укрепление бюджетной дисциплины в еврозоне для выполнения обязательства обеспечить сбалансированный бюджет и механизм коррекции.

С 1 апреля 2012 г. граждане ЕС получили право требовать, чтобы некоторые вопросы регулировались законодательством ЕС. 8 октября 2012 г. вступил в силу Европейский механизм стабильности (ESM). ESM является центральной «стеной защиты» для обеспечения финансовой стабильности в еврозоне. В июле 2013 г. Хорватия входит в ЕС, в результате чего число государств – членов ЕС увеличилось до 28.

Таким образом, в настоящее время ЕС представляет собой экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Дальнейшее расширение ЕС открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС.

В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата в члены ЕС:

  • Турция (заявка подана в 1987 г.);
  • Македония (заявка подана в 2004 г.);
  • Черногория (заявка подана в 2008 г.);
  • Албания (заявка подана в 2009 г.);
  • Сербия (заявка подана в 2009 г.).

1 29 марта 2017 года официально началась процедура выхода Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии из ЕС, которая закончится 29 марта 2019 года. При этом Македония и Албания пока не начали переговоров по присоединению к ЕС.

Государства Западных Балкан же подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Сербии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Исландия подала заявку в 2009 г., но в мае 2013 г. правительство страны приняло решение о замораживании переговоров о вступлении страны в ЕС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)