Методические основы и методология определения таможенной пошлины
В настоящее время уровень таможенной пошлины определяется исходя из пошлины отчетного периода с учетом:
- физического, стоимостного объема и структуры импорта прогнозируемого периода;
- валютного курса рубля;
- динамики мировых цен на ввозимые товары;
- режима преференций и льгот и др.
Эти данные ложатся в основу расчета средневзвешенной и номинальной ставок ввозной таможенной пошлины. Средневзвешенный уровень пошлины вычисляется либо путем взвешивания каждой ставки по величине торгового потока и последующего определения их средней величины, либо делением суммы таможенных пошлин и сборов на общую стоимость облагаемого импорта. Полученные средние величины используют в качестве начального отправного уровня ставок в ходе тарифных переговоров.
Функции установления ставок таможенных пошлин в ЕАЭС вменены Евразийской экономической комиссии. По товарам входящим в Перечень чувствительных товаров установлением пошлин занимается Совет ЕЭК, а по товарам не входящим в этот Перечень – Коллегия ЕЭК. Последовательность действий по установлению ставок пошлин начинается с предложения уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС. В Российской Федерации такими полномочиями наделено Минэкономразвития России.
Предложение должно включать:
- обращение государства-члена ЕАЭС;
- проект решения ЕЭК;
- пояснительную записку с обоснованием необходимости установления таможенной пошлины, включающим экономические и статистические данные.
Ели инициатива пересмотра ставок таможенных пошлин принадлежит хозяйствующему субъекту, обоснование должно включать необходимые данные и экспертная оценка этой организации параметров состояния экономики, учитываемых при определении нового уровня ставок таможенных пошлин.
Очевидно, таможенные пошлины должны реально отражать мировые и внутренние цены, то есть учитывать большое количество тарифообразующих факторов для адекватного и эффективного выполнения своих функций. На сегодня в нормативно-правовой базе не прописаны конкретные методические рекомендаций и количественные методы расчета уровня таможенных пошлин.
Анализ доступных источников показал, что работа в этом направлении ведется. Так, например, коллектив авторов3 считает целесообразным использовать следующую последовательность определения таможенной пошлины:
- 1-й этап: производится дифференциация номенклатуры товаров по кодам ТН ВЭД. Товар дифференцируется в группы по ряду признаков: одинаковая приоритетность, близкие потребительские свойства, технология производства, уровень затрат и др.;
- 2-й этап: в соответствии с принятой номенклатурой определяются внутренние цены, которые должны достоверно отражать национальную стоимость товара;
- 3-й этап: в соответствии с принятой номенклатурой определяются мировые цены, и производится сопоставление национальной стоимости товаров с мировыми ценами;
- 4-й этап: производится расчет исходной основы таможенной пошлины;
- 5-й этап: производится корректировка исходной основы таможенной пошлины с учетом тарифообразующих факторов и производится расчет
проектов ставок таможенных пошлин; - 6-й этап: определяются и оцениваются последствия введения спроектированных ставок таможенных пошлин;
- 7-й этап: производится корректировка проектов ставок таможенных пошлин с учетом анализа последствий их применения;
- 8-й этап: производится укрупнение групп за счет сведения родственных групп товаров, имеющих близкий уровень ставок таможенных пошлин, а также унифицируются ставки таможенных пошлин разных групп товаров с целью устранения возможности их неправильного декларирования и, как следствие, занижения таможенных платежей.
Определение исходной основы ввозной пошлины на продукцию производственно-технического назначения производится по формуле:
Опи = (Со +По + Эп) – Цвр, (5)
- где Со – экономически обоснованная себестоимость аналогичной отечественной продукции (руб.);
- По – экономически обоснованная прибыль при производстве аналогичной отечественной продукции (руб.);
- Эп – полезный эффект от применения импортной продукции по сравнению с отечественной продукцией (руб.), рассчитывается на основе сопоставления цен и потребительских свойств национального и импортного товаров (для расчета могут быть использованы формулы, «применявшиеся для определения оптовых цен на новую машиностроительную продукцию и продукцию сырьевых отраслей производственно-технического назначения в плановой экономике 4»5);
- Цвр – цена внешнего рынка (руб.).
Определение исходной основы ввозной пошлины на продукцию с различным уровнем основного потребительского свойства или параметра производится по формуле:
Опи = (Со +По) × К – Цвр, (6)
где К – коэффициент приведения качества аналогичной отечественной продукции к импортной, рассчитывается как соотношение уровней основного потребительского свойства или параметра импортной и отечественной продукции. Остальные условные обозначения раскрыты в вышеприведенной формуле.
Определение исходной основы вывозной пошлины производится по формуле:
Опэ = Цвр – (Сэ +Пэ + Тр + То), (7)
- где Сэ – экономически обоснованная себестоимость производства экспортной продукции (руб.);
- Пэ – экономически обоснованная прибыль при производстве экспортной продукции (руб.);
- Тртранспортные расходы по доставке экспортной продукции до таможенной границы (руб.);
- То – таможенные сборы (руб.).
На формирование таможенной пошлины существенное влияние оказывают соотношение объемов спроса и предложения, социальная значимость товаров, приоритетность продукции (товар значим для обеспечения национальной безопасности, товар производить целесообразно и эффективно), наличие в стране производств товаров аналогичных импортируемым или товаров заменителей, наличие производств глубокой степени переработки товаров сырьевой группы, способность товара создавать максимальную добавленную стоимость.
Поэтому в формирование таможенных тарифов заложены следующие принципы:
- принцип эскалации ставок таможенных пошлин;
- принцип эффективного тарифа;
- принцип тарифной дифференциации.
Эскалация ставок таможенных пошлин – повышение ставок таможенных пошлин на товары по мере роста степени их обработки. Иными словами, на сырьевые товары устанавливают более низкие ставки, а на готовую продукцию и товары высокой степени обработки более высокие. Благодаря применению этого принципа стимулируется ввоз в страну необходимых сырья и материалов, и создаются барьеры на ввоз готовой продукции и товаров высокой степени обработки, что, в свою очередь, стимулирует развитие национальных производств.
Принцип тарифной дифференциации подразумевает увеличение количества применяемых значений ставок и максимальная видовая детализация импорта посредством увеличения количества единиц товарной номенклатуры. Развитость ТН ВЭД и то, насколько полно она используется, являются косвенными показателями уровня развития системы внешнеторгового регулирования: чем больше товарных позиций в тарифе, тем больше возможности маневра у государства в переговорах с другими странами-торговыми партнерами по согласованию взаимных тарифных уступок. Использование принципов формирования тарифа позволяет придать тарифу единую направленность на создание условий защиты внутренних производителей и облегчение им конкуренции с иностранными предприятиями.
- Происхождение товара: понятие, цель и правила определения
- Развитие и совершенствование таможенного тарифа России
- Принципы и методика расчета таможенных пошлин
- Виды таможенных тарифов, функции, структура и принципы построения таможенного тарифа
- Сущность и виды таможенных пошлин
- Таможенно-тарифное регулирование, как элемент системы государственного регулирования
- Цель и задачи, формы и методы, принципы государственного регулирования
- Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования
- Унификация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу