Методы изучения коллектива
Для изучения коллектива применяется комплекс методов: наблюдение, беседа, анализ достижений и проблем класса, рейтинг класса среди других классов, вклад в дело школы и социального окружения (волонтерская и добровольческая деятельность), индивидуальные особенности класса, опросные методы, наиболее портативными и проверенными на практике считаются нижеследующие.
Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе : «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» – проявляется постоянно, но не так сильно, «3» – не очень проявляется, «2» – проявляется противоположное отрицательное качество, «1» – сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Так, например:
«5» ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, «4» – не очень выражено, «3» – слабо выражено, «2» – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, «1» – стремление обособиться выражено ярко.
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности , необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
Направленность активности
Организованность
Интеллектуальная коммуникативность
Психологический климат (эмоционально-волевое единство)
Способ обработки и анализа полученных результатов. Количественная оценка. Обработка данных опроса проводится на основе сырых баллов суммарно по всем параметрам. Согласно предложенной шкале при оценке класса по «Карте-схеме …» одним человеком (экспертом, школьником) максимальное число баллов по каждому параметру равно 55 (11 признаков умножаем на 5), а минимальное – 11 баллов (11 признаков умножаем на 1).
Если экспертов было несколько или респондентами были учащиеся данного класса, то необходимо найти среднее арифметическое:
Хар = S/N, где S – общая сумма баллов, N – число респондентов.
Шкала оценки уровня развития коллектива
Качественная оценка . Для качественного анализа надо «наложить» выявленный уровень развития коллектива с помощью шкалы на два типовых описания групп соответствующего уровня или этапы движения группы по пути к коллективу, данные в двух формах: на языке науки, предназначенном для психологов-теоретиков (по Л.И. Уманскому, А.С. Чернышеву); на языке «пользователя», то есть языке, доступном прежде всего школьникам, учителям, родителям.
- Примерное содержание психологического вечера
- Актуальность психологического просвещения
- Приемы воспитания коллектива
- Уровни развития школьного класса как коллектива
- Личность и коллектив
- Технологии повышения эффективности урока
- Психологические основы урока
- Решение конфликтных ситуаций
- Принципы и правила управления конфликтными ситуациями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу