Организация формирующего эксперимента
Основными задачами коррекции психического развития подростка являются устранение отклонений в развитии, создание оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного развития.
Как показывает анализ литературных данных и опыт школьных психологов, систематическая, осознанная и целенаправленная работа по формированию адекватного уровня тревожности в большинстве общеобразовательных школ не ведется.
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции можно выделить две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы личностной тревожности, и коррекцию, направленную на источники и причины проявления тревожности.
Для успеха коррекции выраженной тревожности следует исходить из понимания особенностей психической структуры тревожной личности и анализа ее генезиса. Коррекция должна быть сконцентрирована не только на внешних проявлениях тревожности, но и на ее причинах.
Как показали исследования, подростки существенно различаются по уровню выраженности тревожности. Результаты констатирующего эксперимента позволили провести группировку младших школьников в зависимости от уровня тревожности.
В первую группу вошли младшие школьники с высоким уровнем тревожности, не позволяющим успешно справляться с учебной деятельностью (55%). Во вторую группу вошли дети, имеющие средний (адекватный) уровень тревожности (27,5%).
Третью группу составили дети с низким уровнем тревожности, проявляющимся своеобразными трудностями в общении со сверстниками, неадекватным «спокойствием», отсутствием разумной осторожности (17,5%). Средства коррекционной работы подбирались с учетом диагностируемого уровня тревожности.
Лежащая в основе эксперимента гипотеза заключалась в том, что, осуществляя целенаправленное воздействие на личность тревожного младшего школьника с учетом особенностей «тревожного» типа личности, вовлекая ребенка в различные виды деятельности, можно добиться такого преобразования структуры личности, при котором проявление тревожности станут адекватными требованиям учебной деятельности и делового общения.
Цель эксперимента: разработать и апробировать систему средств психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, позволяющую повысить темпы развития тревожной личности.
Цель эксперимента достигалась путем решения следующих задач:
- Выделение свойств личности, оказывающих наибольшее влияние на функционирование и формировании личностного механизма регуляции деятельности и общения младшего школьника. Анализ этих свойств с точки зрения возможности их успешного формирования в данный возрастной период.
- Разработка системы психолого-педагогических средств, применяемых школьным психологом, родителями и учителями для развития или коррекции параметров личности тревожности младшего школьника.
Формирующий эксперимент и коррекционная работа проводилась с подростками 12–14 лет (94 человека) в течение двух лет (2019–2020 и 2020–2021 учебные годы). Эти школьники характеризовались высоким уровнем тревожности.
Как уже указывалось выше, он составлял 50,53% от общей численности обучающихся тех классов, в которых они учились. Контрольная группа состояла из 92 подростков 12–14 лет и приблизительного такого же уровня личностного развития, выраженности личностной тревожности.
Использовались разнообразные средства воздействия на личность младшего школьника:
- групповые;
- индивидуальные;
- работа с педагогами;
- работа с психологами;
- психологическая работа с родителями (просвещение).
Как мы уже отмечали выше, в формирующем эксперименте акцент делался на параметрах наиболее значимых с точки зрения становления механизма психической регуляции у тревожного типа личности. Эти параметры личности, наиболее тесно связанные с «деятельностными» показателями, занимающие узловые места в различных структурных звеньях структуры личности.
К «слабым» звеньям структуры тревожной личности относятся: слабая сформированность мотивов учебной деятельности, ослабленная мотивационная тенденция достижения успеха, снижение уровня притязаний и самооценки, неблагоприятные эмоциональные состояния отрицательной модальности, эмоциональная напряженность, трудности в установлении контактов со сверстниками (узкий круг общения), невротические расстройства.
Личностные параметры, оказывающие сильное отрицательное воздействие на механизм психической регуляции деятельности и общения по тревожному типу:
- «+Q₄» – эмоциональная напряженность;
- «-А» – холодность;
- «-С» – эмоциональная неустойчивость;
- «-G» – безответственность;
- «-Qȝ» – ослабленный самоконтроль;
- «+D» – беспокойство;
- «-F» – серьезность (методика Кеттела), ярко выраженный «страх» (методика Рабинович).
Из дополнительных показателей особо выделен показатель тревожности («+О») (методика Кеттела) и тревожность, выявляемая рядом других методик (А.М. Прихожан).
- Анализ структуры объективно‐психологических проявлений тревожности подростков
- Методы и организация исследования
- Изучение природно‐обусловленных свойств тревожности подростков
- Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков
- Программа психолого‐педагогической профилактики и преодоления тревожности у подростков
- Анализ результатов опытно‐экспериментальной работы
- Изучение социально‐обусловленных свойств тревожности подростков
- Личность тревожного подростка как объект комплексного психологического изучения
- Возрастные особенности тревожности на подростковом этапе психического развития
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу