Основные направления сегментации рынка услуг

В процессе изучения рынка потребительских услуг важно определить его географические границы, потенциальную емкость, перспективы развития, колебания потребительского спроса, характеристику клиентской базы, интенсивность конкуренции.

Интересно
Особую роль для детализации маркетингового анализа рынка услуг имеет его сегментирование. В экономической литературе сегментирование представляет процесс деления данного рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке, состоящая из потребителей имеющих близкие или идентичные интересы.

Данное определение можно рассмотреть через призму понятий: рыночный сегмент, рыночная ниша, рыночное окно и основные критерии сегментации рынка.

Сегмент рынка представляет достаточно устойчивую часть рынка, охватывающую совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же продукты и услуги, одинаково относящиеся к их приобретению.

Рыночный сегмент охватывает большое количество потребителей. Основное качественное отличие рыночного сегмента от рыночной ниши заключается в том, что сегмент чаще всего выделяется в пределах одной отрасли производства, а «рыночная ниша», которая имеет незначительную емкость, может находиться на стыке нескольких отраслей.

Кроме того, конкурентная борьба в пределах одной рыночной ниши более слабая, так как чаще  всего в рыночной нише функционируют компании-монополисты и крупные банковские институты, предоставляющие индивидуальные, уникальные по своему содержанию и качеству инновационные продукты и услуг. Так, ПАО «Сбербанк России», ПАО «ВТБ» занимают более 65% национального рынка банковских услуг.

Часто рыночные ниши, нацелены на удовлетворение возникающего потребительского спроса или неудовлетворенного спроса и задают вектор развития финансовых и продуктовых инноваций, новых видов потребительских услуг. В свою очередь, рыночный сегмент в большинстве случаев является частью уже сформированного рынка.

Еще более узким понятием в области сегментного деления рынка является рыночное окно, посредством которого осуществляется проникновение на новый рынок, внедрение совершенно нового и незнакомого продукта или услуги.

Приоритетными направлениями в области сегментации рынка продуктов и услуг являются сбор данных, их анализ, оценка, сценарное моделирование и выбор тех сегментов рынка, в которых:

  • корпоративная структура или банковский институт может занять большую долю рынка за счет потенциального роста емкости растущего рынка или лучшего продвижения своих услуг, в сравнении с конкурентами;
  • продавец позиционирует и продвигает инновационный продукт или новую услугу на выделенном сегменте и на основании тестирования реакции потребителей принимает решение о последующем ее тиражировании при положительном отклике;
  • продавец или производитель стремиться расширить зону обслуживания круга потенциальных клиентов.

Смысловая нагрузка сбора данных о тех сегментах, в которых функционирует корпорация или банковский институт, состоит в том, чтобы определить, в каких сегментах он занимает обширную емкость и имеется ли потенциал роста. Такой обзор, объединенный с общим обзором сегмента, направлен на комплексный анализ изменений тенденций развития рынка во всех его аспектах и направлениях.

Подготовка сведений об активных и потенциальных клиентах осуществляется путем организации и проведения анализа с целью определения характерных поведенческих особенностей.

Так в банковском бизнесе проведенный анализ корпоративных клиентов выявил, что достаточно обширная их доля специализируется в сегменте жилищного строительства. Такая информация очень важна, потому что устойчивое развитие банковского института в долгосрочной перспективе может оказаться уязвимым при спаде объема производства и потребительского спроса в данной отрасли. В свою очередь, влияние общих характерных особенностей на изменение стратегического поведения банка может быть не столь очевидным, если рассматривать каждого клиента в отдельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)