Основы трасологии и исследование следов

Криминалистическое исследование следов — трасология — это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности механизма образования следов, а также разрабатывает средства, приемы, методы и методики их обнаружения, фиксации, изъятия, исследования в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Предмет — криминалистическое учение о следах, которое выявляет и определяет закономерности возникновения, существования и обнаружения различных видов материальных следов преступной деятельности.

Индивидуальность объектов материального мира заключается в их неповторимости. Неповторимость объектов определяется признаками, которые в своей совокупности делают его отличным от других сходных объектов.

Механизм образования следов и их классификация. След образуется взаимодействием, как правило, двух объектов: следообразующим (объект, который оставляет след: кисти рук, стопы ног, обувь, орудия взлома и т. д.) и следовоспринимающим (объект, на котором оставлен след).

Поверхности объектов, которые соприкасаются в момент следообразования, называются контактными. Механизмом образования следов определяется особенностями взаимодействия объектов относительно друг друга в момент их контакта, свойствами материала объектов и т. д.

Следы по особенностям механизма их образования подразделяются на различные виды.

Объемные следы являются результатом деформации следовоспринимающего объекта (например, следы протектора шин автомобиля на снегу, след лома на дверях) и характеризуются тремя размерами: ширина, длина, глубина либо высота.

Интересно
Поверхностные следы образуются наслоением или отслоением вещества следа и характеризуются двумя размерами: ширина и длина. Поверхностные следы могут быть окрашенными или бесцветными, видимыми, слабовидимыми или невидимыми.

Статические следы (оттиски, отпечатки) образуются при воздействии следообразующего объекта перпендикулярно к следовоспринимающему объекту (например, следы ног при ходьбе, следы лома на дверях при отжатии). Разновидностью статического следа является след качения (например, следы протектора шин автомобиля при движении автомобиля).

Динамические следы (скольжения, трения, отделения) возникают при движении объектов следообразования относительно друг друга по касательной.

Такие следы отображаются в виде трасс, то есть линий бороздок и валиков (например, в момент скольжения отвертки по металлической пластине). Локальные следы возникают в месте контакта объектов следообразования (например, отпечаток ладони на окне).

Периферические следы возникают за счет каких-либо изменений за пределами непосредственного контакта объектов следообразования (например, отъезд автомобиля со стоянки после дождя, там, где стоял автомобиль, будет сухое место асфальта, отображающий контур автомобиля).

В трасологии принято различать также макро – и микроследы с учетом их размеров. Следы, доступные для изучения с применением лупы 4–7 кратного увеличения, относятся к макроследам (следы пальцев рук).

Следы, которые меньше 2 мм относятся к микроследам и для их исследования необходимо применение приборов с большим увеличением (микроскоп) (папилярные линии и поры на следах пальцев рук).

Классификация следов дает представление о механизме их образования, о следообразующем объекте. Позволяет определить средства и методы обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)