Память — сложный психический процесс

Древние придавали огромное значение памяти, посвятив ей специальный канон. Опишем его в нашем пособии, сохраняя традиционный термин меморио, что в переводе означает «запоминание».

Меморио — один из важнейших этапов подготовки оратора к произнесению речи. Квинтилиан считал, что красноречие не будет иметь настоящей силы, если оратор не разовьет свою память. С этим нельзя не согласиться.

Современные исследователи называют памятью «запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта». Важно, что память позволяет человеку накапливать, сохранять и умело использовать жизненный опыт. Память — сложный психический процесс. Он состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Оратору необходимо иметь представление о видах памяти, знать о том, какой вид памяти преобладает у него самого и какие факторы способствуют прочному запоминанию материала.

Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  2. по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

Двигательная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением различных движений и их систем. Встречается немало людей с явно выраженным преобладанием этого вида памяти. Человек, обладающий двигательной памятью, может порой с закрытыми глазами пройти по коридору, напоминающему лабиринт, но совершенно не в состоянии запомнить мелодии самых популярных песен.

Иногда люди вовсе не замечают у себя двигательной памяти, но в повседневной жизни она имеет огромное значение. Эта память является основой для формирования практических, трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и других действий. Физическая ловкость человека, трудовая сноровка являются показателями хорошей двигательной памяти. Несомненно, что свидетельством такой памяти
является спортивное мастерство гимнастов, фигуристов и т.д.

Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции своеобразно сигнализируют о наших интересах и потребностях, о наших отношениях с людьми. В жизни каждого человека эмоциональная память имеет огромное значение. Психологи настоятельно советуют, чтобы мы учились управлять своими эмоциями.

Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, либо побуждают нас к действию, либо удерживают от действий, которые вызвали в прошлом отрицательные переживания. Благодаря эмоциональной памяти человек способен быть милосердным, готов сопереживать героям книг и фильмов. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память», — писал К.С. Станиславский.

Эмоциональная память часто оказывается сильнее других видов памяти. О влиянии эмоций на запоминание написаны фундаментальные труды и методические брошюры с рекомендациями. Авторы их утверждают: чем эмоциональнее воспринимается информация, тем выше вероятность сохранения ее в памяти. О влиянии эмоций на память человека писали поэты. К.Н. Батюшков тонко подметил: «О память сердца, ты сильней / Рассудка памяти печальной!». У А.С. Пушкина это отражено в знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье…».

Образная память определяется как память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей творческих профессий. Часто у писателей и художников стимулами для эмоциональных воспоминаний служат осязаемые образы с их цветом и запахом, с их звуками и вкусом. Эти образы вызывают отклик в памяти чувств.

В этом случае активно действуют и образная память, и память эмоциональная, и мысль художника. Мысль, как правило, пробуждает воображение и фантазию. Как не вспомнить в связи с этим яркий литературный пример! Однажды летом (это было 18 июля 1896 г.) Л.Н. Толстой возвращался домой полями и увидел сломанный куст репея. В тот же день в дневнике Толстого появилась краткая запись: «Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать».

Разновидностью образной памяти является эйдетическая. Эйдос — по-гречески «образ». Эйдетические, или наглядные, образы памяти, возникают в результате возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Человек, наделенный такой памятью, способен «видеть» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

При этом он переводит взгляд «с детали на деталь», как это можно сделать при обычном восприятии. Экспериментальные исследования психологов показали, что человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни, быстро осваивать иностранные языки.

Содержание словеснологической памяти составляют наши мысли. В чем особенность этой памяти? Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. От развития словесно-логической памяти зависит развитие всех других видов памяти, именно ей принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися.

По характеру целей запоминания различают два основных вида памяти: непроизвольную и произвольную. Непроизвольное — запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг. Лучше всего запоминается то, что имеет очень важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями.

Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено. При этом используются специальные приемы запоминания. Для школьников, студентов произвольное запоминание часто принимает форму заучивания.

Например, стихи, определения, законы, исторические даты требуют многократного повторения до полного и безошибочного их запоминания. В психологии специальная деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение материала, называется мнемической деятельностью. В этой «деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предложенный материал. Она всегда носит избирательный характер и свойственна только человеку».

По продолжительности сохранения материала выделяют память кратковременную и долговременную. Для кратковременной памяти характерно очень краткое сохранение получаемой информации, да и само запоминание требует определенных волевых усилий. Эта память проявляется в том случае, когда человека просят прочитать слова и предоставляют для их запоминания не более одной минуты. Вслед за этим следует немедленно воспроизвести то, что запомнилось.

Естественно, что количество запоминаемых слов зависит от объема кратковременной памяти, а он всегда индивидуален. Объем данной памяти не только характеризует память человека, но и позволяет удерживать информацию без использования специальных мнемических приемов.

В жизни каждого из нас кратковременная память играет огромную роль. Благодаря ей обрабатывается значительный поток информации, отсеивается ненужный материал и остается необходимый, потенциально полезный. Таким образом, освобождается от перегрузок долговременная память.

Кратковременная память служит для организации мышления, и в этом качестве она похожа на оперативную память, которая обозначает «мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции». Так, всякое сложное действие, например математическое, мы осуществляем по частям. При этом удерживаются «в уме» отдельные промежуточные результаты до тех пор, пока мы имеем с ними дело.

Конкретный «отработанный» материал может забываться в процессе продвижения к конечному результату. Аналогичное явление мы наблюдаем при чтении, списывании, при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок учится читать со складывания отдельных букв). Объем этих частей, или оперативных единиц памяти, является решающим для успешного выполнения той или иной деятельности.

Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная память является тем пропускником, минуя который информация не может проникнуть в долговременную память. Эти виды памяти представляют собой две стадии единого процесса.
Что же способствует осмысленному и прочному запоминанию?

Важнейшее условие успешного запоминания текста — понимание. Оно приходит только в процессе размышления, когда человек старается в тексте найти смысл. Понятое запоминается прочнее, так как оно ассоциируется с усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека.

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана. В материале надо выделить составные части, придумать заголовки для них, связать части по их заглавиям или опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, оно помогает находить сходства и различия между предметами, явлениями, событиями.

Знакомство с новым материалом всегда идет в сопоставлении с уже известным, тем самым новый материал включается в систему знаний. При этом особенно важно подчеркивать различия в объектах; это помогает избежать только общих, слишком широких связей между предметами, которые сопоставляются.

Продуктивность запоминания повышает интерес к материалу. Следует почаще оценивать то, что дает полученная информация. Если человек убежден, что эта информация принесет ему пользу, то читать текст будет интереснее, а следовательно, он лучше запомнится.

Эффективность запоминания во многом зависит от повторения. Оно должно быть активным и разнообразным. При подготовке речи полезно придумать примеры, составить таблицу, начертить схему. Успеху запоминания способствует самоконтроль. На всех этапах усвоения важно воспроизводить материал. Это помогает установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении.

Важным условием успешного запоминания является систематизация материала. Текст, приведенный в систему, легче запоминается и дольше хранится в памяти. Исследования показали значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным. Например, рекомендуется распределять предметы по группам в зависимости от цвета, величины и формы и т.п. Это облегчает их запоминание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)