Полномочия Европейского совета в законодательном процессе

Несмотря на то что Европейский совет не является законодательным институтом, он оказывает определенное влияние на процесс принятия законодательных актов ЕС, осуществляемого Европейским парламентом и Советом ЕС, как правило, по предложению Европейской комиссии. Это влияние осуществляется двумя основными способами.

Во-первых, в рамках своих полномочий по определению основных направлений внутренней и внешней политики ЕС Европейский совет предварительно рассматривает наиболее важные инициативы и концепции будущих законодательных актов ЕС.

Например, принятию в 2003 г. законодательства ЕС о “европейском ордере на арест”, заменившего внутри Союза международно-правовой механизм выдачи (экстрадиции) обвиняемых и преступников, предшествовало одобрение концепции этой важной реформы Европейским советом в конце 2001 г.

Одобрение со стороны Европейского совета, включающего высших руководителей государств-членов, фактически гарантирует последующее утверждение законопроекта в Совете ЕС, поскольку этот второй (наряду с Европарламеитом) законодательный институт ЕС состоит из подчиненных им рядовых членов правительства (министров) стран ЕС. С целью согласования позиций с другими субъектами законодательного процесса ЕС Председатель Европейского парламента приглашается к обмену мнениями на сессиях Европейского совета, а Председатель Европейской комиссии является их постоянным участником (как член Европейского совета).

Во-вторых, в рамках своей неофициальной (прямо не предусмотренной учредительными документами) функции политического арбитража Европейский совет привлекается для урегулирования наиболее серьезных разногласий по законопроектам, которые государствам-членам не удается преодолеть в рамках других инстанций (на уровне министров в Совете ЕС, на уровне других должностных лиц национальных министерств, входящих в состав комитетов и рабочих групп при Совете ЕС).

Такой механизм, например, был успешно задействован в 2000 г. в целях выработки компромисса по регламенту о статусе “европейского акционерного общества”, проект которого не удавалось принять почти 30 лет.

После реформы Лиссабонского договора посредничество Европейского совета в законодательном процессе получило юридическое закрепление в учредительных документах применительно к изданию законодательных актов ЕС по некоторым чувствительным для государств-членов вопросам.

Например, согласно § 1 и 2 ст. 83 ДФЕС в целях сближения (гармонизации) уголовного права государств-членов Европейский парламент совместно с Советом ЕС издают на европейском уровне законодательные акты в форме директив ЕС, действуя по правилам обычной законодательной процедуры. При этом Совет ЕС постановляет квалифицированным большинством, т.е. без права вето представленных в нем правительств государств- членов.

Интересно
В то же время согласно § 3 ст. 83 ДФЕС, если, по мнению представителя правительства (министра) любого государства- члена в Совете ЕС, “проект директивы способен нанести ущерб основополагающим аспектам его системы уголовного правосудия, он может потребовать передачи вопроса на рассмотрение Европейского совета”. В таком случае Европейскому совету в течение четырех месяцев на основе консенсуса (т.е. с одобрения руководителей всех государств-членов, в том числе государства-члена, представившего возражения) поручается выработать необходимый компромисс. Если эта цель достигнута, то проект отправляется обратно в Совет ЕС, и законодательная процедура возобновляется.

В противном случае законопроект не принимается или принимается только в отношении заинтересованных государств-членов.

Аналогичное посредничество Европейского совета предусмотрено в некоторых других областях, в частности, при издании законодательных актов ЕС в области уголовно-процессуального права (ст. 82 ДФЕС), законодательства об учреждении Европейской прокуратуры (ст. 86 ДФЕС), законодательства о социальном обеспечении работников-мигрантов и членов их семей (ст. 48 ДФЕС).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)