Полномочия Европейского совета в законодательном процессе
Несмотря на то что Европейский совет не является законодательным институтом, он оказывает определенное влияние на процесс принятия законодательных актов ЕС, осуществляемого Европейским парламентом и Советом ЕС, как правило, по предложению Европейской комиссии. Это влияние осуществляется двумя основными способами.
Во-первых, в рамках своих полномочий по определению основных направлений внутренней и внешней политики ЕС Европейский совет предварительно рассматривает наиболее важные инициативы и концепции будущих законодательных актов ЕС.
Одобрение со стороны Европейского совета, включающего высших руководителей государств-членов, фактически гарантирует последующее утверждение законопроекта в Совете ЕС, поскольку этот второй (наряду с Европарламеитом) законодательный институт ЕС состоит из подчиненных им рядовых членов правительства (министров) стран ЕС. С целью согласования позиций с другими субъектами законодательного процесса ЕС Председатель Европейского парламента приглашается к обмену мнениями на сессиях Европейского совета, а Председатель Европейской комиссии является их постоянным участником (как член Европейского совета).
Во-вторых, в рамках своей неофициальной (прямо не предусмотренной учредительными документами) функции политического арбитража Европейский совет привлекается для урегулирования наиболее серьезных разногласий по законопроектам, которые государствам-членам не удается преодолеть в рамках других инстанций (на уровне министров в Совете ЕС, на уровне других должностных лиц национальных министерств, входящих в состав комитетов и рабочих групп при Совете ЕС).
После реформы Лиссабонского договора посредничество Европейского совета в законодательном процессе получило юридическое закрепление в учредительных документах применительно к изданию законодательных актов ЕС по некоторым чувствительным для государств-членов вопросам.
Например, согласно § 1 и 2 ст. 83 ДФЕС в целях сближения (гармонизации) уголовного права государств-членов Европейский парламент совместно с Советом ЕС издают на европейском уровне законодательные акты в форме директив ЕС, действуя по правилам обычной законодательной процедуры. При этом Совет ЕС постановляет квалифицированным большинством, т.е. без права вето представленных в нем правительств государств- членов.
В противном случае законопроект не принимается или принимается только в отношении заинтересованных государств-членов.
Аналогичное посредничество Европейского совета предусмотрено в некоторых других областях, в частности, при издании законодательных актов ЕС в области уголовно-процессуального права (ст. 82 ДФЕС), законодательства об учреждении Европейской прокуратуры (ст. 86 ДФЕС), законодательства о социальном обеспечении работников-мигрантов и членов их семей (ст. 48 ДФЕС).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу