Роль и место железнодорожного права в системе российского транспортного права

Железнодорожное право является одной из важнейших составляющих транспортного права, с характеристики которого начнем изложение данного параграфа. В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт – одна из крупнейших базовых отраслей хозяйства, значительная составная часть производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства

Как отмечается в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона. Таким образом, транспорт можно отнести к числу приоритетных отраслей экономики.

Транспортные организации в настоящее время активно реализуют свои предложения на рынке транспортных услуг. Содержанием данной услуги является перемещение материальных объектов в пространстве. В результате оказания транспортной услуги не создается какой-либо новой вещи, как это бывает при выполнении работ.

Полезные свойства услуги проявляются в перемещении пассажира или груза из одной точки пространства в другую. Хотя результат транспортной услуги не овеществлен, он представляет определенное материальное благо, по поводу которого между перевозчиком и его контрагентом складываются обязательственные отношения.

К таковым можно отнести отношения по перевозке и тесно связанные с ними иные общественные отношения, направленные на нормальное обеспечение транспортного процесса. Совокупность правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений, в объективном смысле представляет собой транспортное право.

До настоящего момента не утихают споры между цивилистами, а также представителями иных направлений российской правовой науки по поводу того, какое место занимает транспортное право в системе российского права. Диапазон высказываемых предложений по этому поводу достаточно широк. Одни предлагают признать транспортное право самостоятельной правовой отраслью с выделением отдельных подотраслей, другие настаивают на существовании комплексных отраслей права, третьи считают, что в данном случае следует вести речь о комплексном законодательстве.

Самым крупным элементом системы права является отрасль права, которая характеризуется двумя основными критериями, позволяющими разграничить ее с другими правовыми отраслями: предметом и методом правового регулирования.

Как известно, предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Общественные отношения в рамках одной отрасли права должны обладать предметным единством, устойчивостью и повторяемостью. Они всегда объективны, и задача государства и общества состоит в придании им соответствующей правовой формы.

Нет оснований признавать транспортное право ни как самостоятельную, ни как комплексную отрасль права

К самостоятельным правовым отраслям транспортное право не может быть отнесено по той причине, что в данном случае нельзя однозначно определить ни предмет, ни метод правового регулирования. В различных сочетаниях предлагается включать в предмет транспортного права целый ряд разнородных по своей правовой природе общественных отношений, среди которых имущественные, властно-организационные, трудовые, финансовые, земельные отношения. Иногда делаются даже попытки выделить в транспортном праве подотрасли, исходя из деления транспорта на виды.

Следует отметить, что ни о какой однородности общественных отношений в транспортной сфере не может быть и речи. Можно ли считать однородными по своей природе отношения по лицензированию транспортной деятельности и по перевозке? Очевидно, что нет.

Кроме того, каждому виду общественных отношений, охватываемых транспортным правом, соответствует свой метод правового регулирования, позволяющий определить:

  • правовое положение участников регулируемых отношений;
  • порядок возникновения субъективных прав и обязанностей;
  • средства их обеспечения;
  • характер санкций.

Различия в способах воздействия права на общественные отношения определяются характером взаимного положения участников правовых отношений. Так, например, властно-организационные отношения регулируются административным правом и подчинены воздействию метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. Данный метод применим для регулирования земельных, административных и финансовых отношений, которые включены в круг отношений, регулируемых транспортным правом.

Поскольку рассматриваемый метод охватывает одновременно несколько публичных отраслей права, он носит разноотраслевой характер.

Транспортное право охватывает также целый комплекс гражданско-правовых обязательственных отношений, которые оформляют переход материальных благ от одних лиц к другим и составляют львиную долю имущественных отношений.

Имущественные отношения, являющиеся частью предмета гражданского права, предполагают метод юридического равенства сторон, который не допускает принудительной власти одного участника над другим. Здесь характерны дозволение и правонаделение, т.е. предоставление субъектам возможностей совершения инициативных юридических действий – самостоятельного использования правовых интересов для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, поскольку не имеет ни единого предмета, ни метода.

Интересно
Наличие обширного материала, регулирующего различные отношения, хотя и в одной сфере человеческой деятельности, может свидетельствовать только о существовании комплексной отрасли законодательства.

Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды.

Хотя отрасли права и отрасли законодательства в принципе должны совпадать, законодательство, в отличие от системы права, может быть систематизировано по усмотрению законодателя или других лиц и по иным признакам.

Иными словами, комплексные образования реально обособляются не столько потому, что существуют самостоятельные нормативные юридические акты, сколько потому, что при помощи этих актов произошло известное согласование норм, выработаны некоторые общие положения и приемы регулирования, нормативный материал объединен нормативными обобщениями.

Железнодорожное право является частью транспортного права, а потому ему свойственны общие признаки последнего. Таким образом, следует признать, что железнодорожное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль законодательства, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)