Сущность, функции и выгоды планирования

Особое место в системе менеджмента занимает функция планирования, которая формирует основу для всех управленческих решений. Планирование дает возможность проверить ценность любой структуры, ее нынешнее состояние, окружение и факторы, связанные с достижением желаемого будущего.

Потребности в планировании нет места для тех организаций, которые существуют в статическом мире, что является абсурдным. Наше окружение меняется постоянно во всех аспектах жизнедеятельности, поэтому планирование является не только реакцией и процессом адаптации к изменениям, но также средством создания будущего организации в контексте этих изменений.

В основу планирования положен развернутый анализ, где план в широком понимании трактуется как взаимосвязанный комплекс мероприятий по повышению жизнедеятельности любого объекта, а в практическом аспекте это генеральная долгосрочная программа действий, порядок распределения приоритетов и ресурсов любой структуры для достижения целей.

Основные задачи, решаемые при разработке плана развития любого объекта, связаны с повышением его адаптированности к изменяющимся условиям, а в конечном итоге – с достижением динамического равновесия в национальной экономике в целом.

Планирование в менеджменте – составляющий элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности на определенный период. Оно может осуществляться как по мере необходимости, так и регулярно. Кроме того, планирование является основной функцией менеджмента, которая связывает вместе все управленческие функции. Без планирования любые структуры не смогут определить свои цели и направления деятельности.

Научная ценность планирования заключается в том, что оно дает возможность заранее сбалансировать влияние общества на социально-экономическую систему, что находит свое отражение в государственном управлении. Кроме того, планирование дает возможность взаимоувязывать все элементы управления в целенаправленную систему.

Сформулированные цели, к которым стремится определенная структура, определение путей достижения поставленных целей, постановка задач перед подразделениями и конкретными исполнителями – все это в совокупности характеризует в широком смысле сущность функции планирования.

Содержание процесса планирования заключается в поиске ответов на три важных вопроса:

  • первое – где организация (структура) находится в определенный момент времени (состояние, какая ситуация)?
  • второе – чего она хочет достичь (куда направляется)?
  • третий вопрос – как такой структуре достичь поставленной цели?

В частности, Питер Лоранж определяет процесс планирования как «такой, который обеспечивает нововведенния и изменения в организации в достаточной степени». Можно выделить четыре основных вида планирования в системе менеджмента, а именно: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационно-стратегическое предвидение.

Планирование – наиболее динамичная функция, поэтому она должна выполняться профессионально и постоянно с целью обеспечения надежной основы осуществления других видов управленческой деятельности (стратегического управления).

План дает представление о ситуации, когда требуется вмешательство руководства и содержит критерии выбора и обоснования принимаемых решений. Кроме того, существование плана уменьшает сопротивление изменениям путем устранения неоднозначности и снижения неопределенности относительно необходимых результатов или приоритетов.

Поэтому эффективное планирование – это то, которое определяет цели, стоящие перед организацией, причины поставленных (определенных) целей, ресурсы для их достижения. План разрабатывается с точки зрения перспективы организации и должен обосновываться широкими исследованиями и фактическими данными, а также иметь не только целостный характер на протяжении длительного времени, но и возможности его корректировки, трансформации или даже просмотра. То есть, стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность органа управления в течение длительного периода времени, предусматривая, что внешняя среда вносит постоянные и неизбежные коррективы.

Для эффективного планирования необходимы основательные знания о состоянии дел в соответствующей сфере или области, на основе чего разрабатываются конкретные программы действий и соответствующие решения. Поэтому в рамках планирования выделяются такие подфункции: исследование, изучение и анализ информации, прогнозирование и программирование.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или другом предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ – наряд, бизнес-план и другие.

В хозяйственной практике предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономическое и оперативно – производственное. Планирование является одной из функций менеджмента и представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы.

План – это:

  • намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения;
  • замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

В настоящее время ни одно предприятие не может обойтись без оценки конкурентной стратегии. Стратегическое управление предприятием представляет процесс продолжительного характера, в рамках которого должны учитываться перспективы развития организации. Существует несколько видов конкурентных стратегий, сравнительная характеристика которых представлена в таблице 6.1.

К стратегическим решениям относятся наиболее важные управленческие решения, которые способствуют обеспечению долгосрочных устойчивых позиций на стратегическом уровне управления, а также определяют перспективы развития предприятия.

В рамках стратегического управления необходимо также рассматривать такой термин, как «видение», предполагающий формирование представления о желаемом состоянии организации в будущем, определение места хозяйствующего субъекта на рынке.

Основной стратегией является разработка концепции действий, ориентированная на долгосрочную перспективу, которая определяет общие направления развития хозяйствующего субъекта в результате проведения анализа сильных и слабых сторон развития организации, возможностей ее развития и угроз, стоящих перед организацией.

При этом автором подчеркивается, что можно выделить такое понятие, как частная стратегия, предполагающее построение определенного плана действий, модели поведения, свойственных для конкретной организации.

Сущность, функции и выгоды планирования

Усиление позиций предприятия на рынке связано с завоеванием лучших позиций на рынке при условии сохранения имеющегося продукта. Развитие рынка связано с поиском новых рынков сбыта для имеющихся не изменяющихся продуктов. Так, например, рассматриваются новые сегменты, новые каналы сбыта.

Стратегия развития продукта связана с производством нового продукта, которые реализуется на рынке сбыта, на котором функционирует фирма.

При этом осуществляется добавление дополнительных характеристик, расширение ряда товаров, развитие новых товарных групп, совершенствование качества, оптимизация ассортиментного ряда. Каждый элемент при этом находится в одном из возможных состояний – существующем или новом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)