Третья сторона и ее роль в урегулировании конфликта
Посредничество – относительно дешевый (по сравнению с введением МТС) и достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами.
Когда говорят о посредничестве то обычно различают следующие «понятия» – посредничество, оказание добрых услуг, наблюдение за ходом переговоров. Очень часть эти понятия воспринимают как синонимы, что вносит определенную путаницу. Наиболее близким к понятию посредничество является оказание добрых услуг.
Они совпадают по своей конечной цели – содействие мирному разрешению конфликта, но различаются методами: ДУ на правлены на побуждение конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами и предоставить возможность для такого разрешения (предоставить территорию, сыграть роль передачи информации конфликтующих сторон – почтальон); посредничество предполагает более существенное участие третьей стороны в конфликте, (не только организация переговоров, но и участие в них) помогая найти взаимоприемлемую форму решения. От понятий П и оказание ДУ наблюдение за переговорами, следует отличать понятие арбитраж.
Характерные черты арбитража:
- обязательная юридическая сила его решения для конфликтующих сторон;
- выбор арбитра или арбитров самими спорящими сторонами.
В роли третьей стороны могут выступать:
- формальные или официальные посредники, что предполагает наличие у посредника нормативного статуса или возможности воздействия на оппонента;
- неформальное или неофициальное посредничество (медиаторство) заключается в отсутствии нормативного статуса, но участники конфликта признают авторитет этих лиц в решении подобных проблем.
В качестве официальных посредников могут быть:
- межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ, АС и др.);
- отдельные государства;
- государственные правовые институты.
В качестве неофициальных посредников могут выступать известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие гос деятели), представители религиозных организаций (шаманы, старейшины).
Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений связано с тем, обратились ли к помощи третьей стороне по собственной инициативе или же она вступила в конфликт самостоятельно, без приглашение.
Стороны обращаются к посреднику в следующих случаях:
- объектом урегулирования – затянувшийся конфликт, все аргументы, силы, средства исчерпаны, а выхода не видно;
- стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
- по разному трактуются правовые нормы или другие критерии являющиеся ключевыми в разрешении конфликтов;
- одной из сторон нанесен серьёзный ущерб и она требует санкций по отношению к конфликтующей стороне;
- сторонам важно сохранить хорошие отношения, то есть конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемые решения они найти не могут;
- оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его исполнением.
Оперативное самостоятельное вмешательство другой стороны в конфликт необходимо в ситуациях когда:
- происходит опасная эскалация конфликта, существует непосредственная угроза применения насильственных действий;
- одной из сторон массировано применяется насилие;
- третьей стороне лично не выгоден этот конфликт;
- конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной;
- стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
Действия третьей стороны могут носить ограничительный и принудительный характер (введение санкций). Аргументами за применение санкций к воюющим сторонам служат следующие соображения: развитие отношений с государством, которое не стремиться к мирному урегулированию противоречий, означает политическую и экономическую поддержку конфликта; многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности могут быть использованы конфликтующими сторонами в военных целях, что еще в большей степени обострит конфликт.
Введение санкций чревато многими негативными последствиями. Санкции не решают проблему урегулирования конфликта. Санкции могут вести к групповой сплоченности. Санкции ведут к изоляции конфликтующих сторон и переговоры с ними не возможны. Иногда санкции порождают не сплоченность, а поляризацию общества. Они действуют не избирательно, а на все общество. Введение санкций наносит ущерб не только экономике государству против которого введены, но и экономике государства вводящего санкции. Проблематичной остается и эффективность введения санкций
Практические подходы к деятельности третьей стороны.
Можно выделить следующие характерные черты в деятельности третьей стороны:
- направлена на предотвращение конфликта, прежде всего вооруженного;
- направлена на установление мира;
- миротворческая деятельность;
- деятельность по закреплению мира – миростроительство.
Проводя эти мероприятия:
- многие конфликты удается только притушить, причем возможно на ограниченный период;
- третья сторона исходит из рациональности поведения конфликтующих сторон, но конфликты многогранны и учесть все не возможно, участники конфликтов склонный к не предсказуемым иррациональным действиям и эмоциональным реакциям.
Третья сторона работает с лидерами конфликтующих сторон, уровень массового сознания практически не затрагивается.
Наиболее типичными мотивами обращения к посреднику являются следующие:
- участники конфликтов рассматривают урегулирование с помощью третьей стороны как путь наименьшего риска и наиболее гибкую форму разрешения конфликта;
- один или каждый участник конфликта надеется, что третья сторона повлияет на противника;
- обе стороны рассматривают участие третьей стороны в разрешении конфликта как возможность публично сформулировать обязательства по урегулированию конфликта, а значит в последующем заставить противника выполнять их;
- в случае не удачи при урегулировании, вину можно возложить на третью сторону;
- надежда что третья сторона в качестве посредника может оказать реальную помощь в процессе поиска решений и гарантировать выполнение соглашения.
Пять основных функций посредника:
- Формирует и поддерживает ориентацию участников конфликта на взаимоприемлемые решения как на уровне лидеров, так и на уровне общественного сознания.
- Создание условий для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта, оказывает помощь сторонам конфликта адекватным образом борющимся сторонам.
- Обеспечивает помощь: а) в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений; б) содействие в интерпретации ситуации; в) оценка предложения; г) выявление возможных вариантов решений и соглашений; д) действует как дополнительный источник идей для участников конфликта; е) помогает сторонам улучшить их переговорные навыки и умения.
- Помогает сохранить лицо обеим сторонам при выходе из конфликта.
- Осуществляет регуляцию и контроль: а) взаимодействием сторон, а также выполнением ими договоренностей; б) выступает гарантом выполнения соглашений.
В задачи посредника входит также синхронизация процесса урегулирования, то есть обеспечение примерной одинаковой готовности сторон к поиску совместного решения. Существует и побочные функции посредничества, не связанные на прямую с урегулированием конфликта (поднятие и укрепление собственного престижа).
Этапы посредничества:
- Инициация поиска согласия;
- Налаживание переговорного процесса.
- Участие в переговорном процессе.
- Наблюдение за выполнением соглашения.
Исход конфликта зависит от авторитета и роли посредника. Третья сторона может обеспечить волевое прекращение конфликта, разведение конфликтующих сторон, блокирование борьбы, применение санкций к сторонам, определение правого и не правого, оказание помощи в поиске решения, содействие в нормализации отношений, оказание помощи в организации общения, контроль за выполнением соглашения.
Трудности при проведении посреднической деятельности и требования к посреднику.
В трудности при осуществлении посреднической деятельности:
- обусловленные собственно трудностями урегулирования конфликта и не зависящие от деятельности посредника;
- трудности связанные с деятельностью посредника.
Посредник должен быть компетентным лицом, обладать соответствующими знаниями и умениями, быть лицом не заинтересованным в решении вопроса в пользу какой-либо одной стороны, быть не зависимым от участников конфликта, быть нейтральным и объективным, обладать влиянием, престижем и авторитетом.
- Проблемы урегулирование конфликтов между богатым севером и бедным югом
- Процесс ведения переговоров в условиях конфликтных отношений
- Виды и функции переговоров
- Деятельность посредника по урегулированию конфликт и эффективность посреднических действий
- Роль международного сообщества в урегулировании конфликтов и типология миротворческих операций
- Мирные средства разрешения международных споров
- Направление предотвращения межгосударственных конфликтов
- Основные тенденции и механизмы урегулирования конфликтов
- Методологические основы исследования конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу