Ведущий (модератор) фокус-группы

Модератор — центральная фигура фокус-группы, оказывающая решающее влияние на ценность получаемой информации. Он должен:

⇒ знать, что делать с синдромом «рационального человека», когда респонденты дают только «правильные» ответы на уровне стереотипов;

⇒ держать «в руках» нить дискуссии, быть гибким, вызывая на откровенность респондентов с противоположными взглядами;

⇒ хорошо знать процессы групповой динамики: руководить неощутимо мягко, но не допускать отклонений от темы;

⇒ иметь хорошую память, обладать умением слушать, создавать доброжелательную обстановку, вызывать доверие, быть контактным, проявлять искренний интерес к другим;

⇒ обладать чувством времени, равномерно распределяя обсуждение вопросов;

⇒ уметь ясно и доходчиво выражать свои мысли как письменно, так и устно.

Работу модератора можно рассматривать как особый вид творческой деятельности, выполнение которой под силу лишь людям с определенными природными данными.

Проведение фокус-группы требует от модератора высокой концентрации внимания и самодисциплины. Он, в частности, должен абсолютно точно помнить содержание и порядок обсуждаемых вопросов.

Никаких текстов для зачтения вопросов не допускается, так как это радикально снижает естественность обстановки и качество получаемой информации.

Модератор должен каждый этап прохождения фокусгруппы соотносить с общей ее композицией и оценивать его с точки зрения как решения конкретной задачи, так и достижения конечной цели исследования.

Модератор должен сочетать в ходе дискуссии видимую нейтральность, беспристрастность и одновременно живую заинтересованность в мнениях окружающих и стремление глубоко разобраться в обсуждаемых проблемах.

Основой хорошей профессиональной подготовки модератора является практика.

Главным образом благодаря ей у него вырабатывается знание типичных ситуаций и возможных проблем, формируется набор эффективных методов их преодоления, накапливаются навыки и умения их применять и творчески модифицировать для каждого конкретного случая.

Важным качеством модератора является способность преодолевать или по крайней мере сдерживать свои собственные субъективные предубеждения. К числу последних относятся:

личные предубеждения, проявляющиеся в естественном желании позитивно относиться и усиливать выражение согласующихся с собственной точкой зрения;

склонность «угодить клиенту» — благосклонно воспринимать те мнения и позиции, которые соответствуют точке зрения заказчика;

склонность к логичности — позитивно относиться и поощрять те мнения и точки зрения, которые обладают строгой логикой и аргументацией.

Работа фокус-группы проходит в три этапа:

1) предстартовая пауза, предназначенная для полного сбора всех участников, налаживания контактов, создание атмосферы непринужденности, ознакомления участников с порядком работы, ее целью, задачами и т.д.;

2) собственно работа фокус-группы;

3) заключительная стадия, предназначенная для выражения благодарности и вознаграждения участников, получения их оценок проведенной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)