Взаимосвязь социальной безопасности и социальной политики

Понятие социальной политики относится к числу таких, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. В отечественной научной литературе термин «социальная политика» имеет несколько значений. В рамках первого из них социальная политика, будучи направленной на регулирование социальных отношений, удовлетворение потребностей не только материального, социального, но и духовного характера, имеет своим объектом общество в целом, все сферы общественной жизни. В теоретическом плане смысл социальной политики сформулировал П. Сорокин, указывая, что она есть учение о счастье, задачей которого выступает формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни человека.

Социальная политика в практическом плане выступает как деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, регулирование процессов социальной дифференциации общества. Базовыми ее целями являются равновесие, стабильность, целостность и динамизм в функционировании социальной системы.

Достаточно удачно, на наш взгляд, отражает суть социальной политики сформулированное Л.Е. Бляхером, С.А. Левковым понимание ее смысла в сознательном и целенаправленном конструировании социума, а ее задачи в самозащите общества посредством государства и обеспечения успешного функционирования экономики. В другом подходе в большей степени делается акцент на том, что социальная политика направлена на регулирование процессов в первую очередь в социальной сфере общества. Так, по мнению П.Д. Павленка, социальная политика – это деятельность государства и других (прежде всего) политических институтов общества по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.

Социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех видов политики (экономической, культурной, демографической, молодежной и т. д.), ибо она направлена на специфический объект – социальные отношения в собственном или узком смысле как один из фундаментальных компонентов социальной сферы.

Будем исходить из положения, что социальная политика регулирует социальные отношения, связанные с положением и неравенствами индивидов и социальных групп, ее объектом является социальная сфера, она направлена на улучшение социального положения не только уязвимых, а всех групп и слоев общества. Под воздействием социальной политики происходят изменения социальных отношений, положения индивидов и социальных групп, формируются оценки людьми своего места в социальной структуре, уровня и качества реализации их социальных интересов, степени согласия и поддержки политики государства в социальной сфере, установки поведения в социальной и политической сферах и т. д.

С одной стороны, социальная политика обеспечивает существующие в данном обществе качества социальности, поддержание гармоничных отношений в системе «человек – общество – государство – природа». Это политика утверждения высокого качества жизни, удовлетворенности ею, обеспечения доступа широких масс к материальным, культурным благам, реализации принципов солидарности, справедливости, свободы. С другой стороны, это политика поддержания идентичности общества, базисных ценностных ориентаций, принятых моделей поведения.

Социальная политика неразрывно связана с социальной безопасностью. Каковы аспекты этой взаимосвязи? Социальная безопасность общества обеспечивается не только мерами государства в социальной сфере, но и уровнем экономического, социокультурного развития, соответствующей экономической, культурной, информационной политикой, есть результат сложения усилий государства и общества в различных сферах.

Очевидно, что в экономически слаборазвитой стране невозможно создание устойчивой социальной структуры общества, реализация принципов социальной справедливости и обеспечения приемлемого уровня жизни для подавляющего большинства населения. В условиях дефицита материальных, финансовых ресурсов социальная политика может быть направлена лишь на решение задач выживания, но не социального развития.

Интересно
Сама постановка проблем социального развития в центр общественного внимания, политической и информационной повестки дня, утверждение социальных приоритетов как ведущих в решении экономических задач, государственном управлении во многом зависят от состояния общественного сознания.

При принятии большинством населения, как значимых, социальных ценностей, обязывающем характере достижения социальных целей для любой политической силы, пришедшей к власти, обеспечение показателей социальной безопасности происходит в результате естественного развития социума. Если же в информационном пространстве доминирующее положение занимают идеологические концепты, далекие от социальных, система государственного управления функционирует без наличия действенного механизма ответственности должностных лиц за повышение уровня жизни граждан, а в ходе избирательных кампаний социальные ценности не выступают для большинства избирателей безусловным приоритетом при определении своей политической позиции, и поэтому решение задач социальной безопасности отходит на второй план.

Вместе с тем, социальная безопасность представляет собой непосредственный результат социальной политики. Социальная политика, если она проводится с ориентацией на национальные интересы страны и отвечает требованиям демократического социального государства, представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества, обеспечения стабильности политической системы и власти на основе гармонизации социальнотрудовых и иных отношений. Как составная часть внутренней политики, она воплощается в законодательстве, нормативных актах, специальных программах и реальной практике и регулирует отношения в обществе через интересы и взаимодействие различных социальных групп.

Социальная политика непосредственно воздействует на важнейшие сферы жизнедеятельности государства, имеющие отношение и к вопросам социальной безопасности:

  • социально-трудовые отношения;
  • демографическое развитие и миграцию населения;
  • межнациональные отношения;
  • охрану природных ресурсов и окружающей среды;
  • создание условий для воспроизводства поколений и трудовых ресурсов.

Своим содержанием социальная политика направлена не только на достижение непосредственных целей, но и, косвенно, на решение основных проблем в сфере социальной безопасности, нейтрализацию угроз в данной области. С другой стороны, отсутствие серьезных угроз в социальной сфере позволяет проводить обоснованную, по широкому спектру направлений, обеспеченную ресурсами социальную политику.

Повышение качества жизни граждан РФ в настоящее время гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.

Социальная политика должна иметь в виду пересмотр создания и функционирования структур социальной защиты. В конечном счете должно быть реализовано эффективное и всеобщее обеспечение социальными услугами всех и каждого. В условиях России наиболее эффективным является такой подход к реализации поставленной задачи, когда проблема искоренения нищеты будет решаться в сочетании с сильной социальной политикой.

Другими словами, если речь идет о социальном государстве, то Правительство не должно ограничиваться интересами одного, обездоленного слоя, а создавать благоприятные условия для всех социальных групп, их равноправного доступа ко всем имеющимся возможностям. В противном случае идеи достижения социальной справедливости и сплоченности всех граждан останутся благими пожеланиями.

В ближайшие годы необходимо преодолеть ранее существовавшие ограничения, сдерживающие позитивные социальные преобразования в России:

  • увеличить финансирование социальных расходов и повысить эффективность использования этих средств;
  • способствовать повышению заработной платы и покупательной способности населения;
  • укреплять законодательную основу регулирования социальных процессов в обществе;
    совершенствовать государственное управление социальной сферой;
  • улучшить подготовку кадров для органов управления и служб социальной и социально-трудовой сферы;
  • формировать институциональные предпосылки новых форм поведения населения по своему воспроизводству;
  • развивать негосударственный сектор социальных услуг.

Задача состоит в том, чтобы не только отдельные люди, но и большие социально активные группы и слои населения нашли себе то место и те формы деятельности во вновь возникшей структуре общественных отношений, которые бы позволили им реализовать свой потенциал и гарантировать стабильное социально-экономическое положение.

Из этого вытекает приоритет интересов человека перед государством, поскольку государство – лишь орудие реализации интересов и воли народа. Поэтому социальная защита населения, противодействие резкому расслоению общества на очень богатых и очень бедных, повышение уровня и качества жизни народа, сохранение его культурно-исторического наследия – вот те основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении экономических и политических реформ.

Крайне важной задачей социальной политики является стабилизация численности населения России в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации.

Одним из факторов социальной безопасности является уровень образования, получение систематизированных знаний и навыков, обучение, состояние здоровья населения.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации можно указать:

  • увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;
  • повышение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают недостатки в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в части, касающейся обеспечения доступности медицинской помощи и реализации гарантий ее оказания населению, несовершенство действующей системы медицинского страхования, недостаточное финансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи и низкий уровень квалификации медицинских работников, не полностью сформированная нормативная правовая база в указанной сфере.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается следующим образом:

  • выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, повышение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершение ее перехода на страховые принципы;
  • повышение эффективности нормативного правового регулирования в области лицензирования медицинских услуг, контроль качества работы медицинских организаций, внедрение единых критериев оценки работы лечебнопрофилактических учреждений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • развитие профилактической медицины и первичной медикосанитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности и труднодоступных местностях;
  • повышение эффективности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, совершенствование организации медицинской эвакуации;
  • развитие службы охраны материнства и детства;
  • ускоренное развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в интересах здравоохранения, а также внедрение их результатов;
  • создание условий для развития фармацевтической отрасли, преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от зарубежных поставщиков, а также доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;
  • развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторнокурортного лечения, в том числе детей;
  • возрождение традиций милосердия и др.

Происходящие процессы социальной трансформации требуют адекватного выбора и реализации приоритетов социальной политики, которые должны определяться исходя из конкретных условий жизни и уровня развития общества и государства, материальных, культурных и духовных потребностей населения, экономических ресурсов, а также распространенности, масштабности и остроты социальных проблем.

Управление социальной трансформацией общества и обусловленной ею социальнопсихологической ситуацией, реализация действенной социальной политики являются приоритетом укрепления национальной безопасности в целом и ее элемента – социальной безопасности.

При этом необходимо подчеркнуть, что ключевой проблемой социальной политики России является даже не объем ресурсов, который направляется на решение социальных задач, а эффективность, целевой характер проводимых мер, кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда по инерции поддерживаются учреждения и не обращается внимание на эффект их работы для граждан.

В целом социальная политика государства должна быть нацелена сегодня на закрепление наметившихся позитивных тенденций в росте отдельных показателей уровня жизни народа, создание прочной основы для его повышения по мере перехода экономики на более высокий уровень своего развития, сокращение масштабов бедности, повышение качества человеческого потенциала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)