Опросные методы сбора эмпирической информации

Общеизвестно, что в массовом сознании содержание профессиональной деятельности социолога прочно связывается с проведением процедуры опроса населения. Такое представление имеет объективную основу.

Действительно, в настоящее время до 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса.

Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления, времени и т.д.); журналистике (различные виды интервью); педагогике (как средство контроля); врачебной практике (как средство диагностики); юриспруденции (опросы свидетелей); психологии и т.д.

Широкое использование метода опроса обусловлено его очевидными достоинствами:

⇒ организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче любого другого способа получения информации);

⇒ относительная дешевизна;

⇒конкретность,содержательностьистандартностьполучаемых

с его помощью сведений;

⇒ уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

⇒ оперативность (при анкетировании);

⇒ эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, главным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:

⇒ влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или чело-веку, проводящими опрос, и т.п.);

⇒ влияние самого исследователя (качество разработки опросника, профессионализм анкетера или интервьюера);

⇒влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры и т.п.).

Опрос используется в том случае, когда предпочтительным, а часто единственным источником сведений является человек — не-посредственный представитель исследуемого процесса или явления.

Получение необходимых сведений при опросе происходит в ситуации общения по схеме «вопрос — ответ», после которой проводится качественная и количественная обработка полученных ответов. Варианты общения могут быть различными: личное или опосредованное (телефон, почта и т.п.); устное или письменное, индивидуальное или групповое.

Сведения, получаемые при опросе, всегда фиксируются в виде ответов на вопросы исследователя, которые он формулирует либо заранее (формализованный опрос), либо непосредственно в процессе общения (неформализованный опрос).

Использование вопроса в социологических опросах в качестве исследовательского инструмента базируется на многовековом опыте, в процессе которого постепенно сформировались методические требования к разработке и использованию вопросов.

В обыденном речевом общении познавательная задача вопроса представляется интуитивно ясной и непосредственно включенной в формулировку вопроса. Однако при попытке социолога использовать вопрос в общении с различными социально-демографическими группами возникают трудности.

Поэтому при разработке формулировки вопроса оказывается целесообразным разделение и обоснование двух его сторон: какую информацию необходимо получить с его помощью и как следует спросить, чтобы получить именно эту информацию. В зависимости от того, как решаются эти задачи, различают четыре концепции.

1. Тестовая (психологическая) концепция предусматривает разработку множества вопросов, характеризующих только одну изучаемую переменную (установку, информированность, уровень агрессивности и т.д.).

Каждый отдельный ответ в получаемых сведениях значения не имеет и не подлежит отдельной интерпретации. Значение изучаемой переменной определяется как результат учета всей совокупности ответов.

В социологии эта концепция используется не часто. Она принимается в тех случаях, когда «лобовые» вопросы не срабатывают,инеобходимыесведенияприходитсяполучатьчастями (например в форме так называемых «прожективных» ситуаций).

2. Традиционная концепция исходит из предположения о полном совпадении познавательной задачи вопроса, его формулировки, восприятии смысла вопроса респондентом, его желания и способности дать достоверный ответ.

Понятно, что такая ситуация встречается довольно редко и возникает лишь тогда, когда вопросы касаются нейтральных фактов (место жительства, режим работы, состав семьи и т.п.).

3. Индикаторная концепция формулировки вопроса получила широкое распространение в современной социологической практике и основана на следующих посылках:

изучаемые переменные далеко не всегда доступны прямой фиксации (убеждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации и т.п.). Поэтому вопросы задаются не об изучаемой переменной, а о чемто другом, что выступает индикатором переменной;

содержание индикатора (или их совокупности) не тождественно содержанию индиката, оно его только представляет (репрезентирует). Поэтому индикатор или их совокупность обязательно должны обеспечивать требования полноты и достаточности;

подбор вопросов-индикаторов должен исходить из пред-положения о высокой корреляции их смысла со значением изучаемой переменной.

4. Расширенная информационная концепция вопроса основана на выделении трех элементов в структуре вопроса. Первый — текст самого вопроса. Второй — способ классификации полученного ответа и соотнесения его с тем или иным классом явлений.

Третий — связь информации, полученной на основе ответа на данный вопрос, с исследуемой переменной. В рамках данной концепции вопрос как исследовательский инструмент дополняется требованием обеспечения адекватной связи между всеми тремя названными элементами.

Основными видами опроса являются анкетный опрос и социо-логическое интервью.

В зависимости от критериев классификации они подразделяются на: сплошные и выборочные (по масштабам охвата генеральной совокупности), индивидуальные и групповые (по методике проведения), массовые и экспертные (по составу опрашиваемых), устные и письменные (по процедуре проведения опроса и фиксации ответов), очные и заочные (по характеру общения социолога с респондентом), одно- и многоразовые (по частоте проведения), стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедуры опроса).

Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при ко-тором общение между социологом (исследователем) и респондентом опосредуется анкетой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)