Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

⇒ ответственный за все (руководитель, начальник и т.п.);

⇒ ответственный за программу и инструментарий (программа, методика, инструмент, тираж);

⇒ ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т.п.);

⇒ ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;

⇒ ответственный за связь с коллегами;

⇒ ответственный за аналитическую работу.

2. Разработка плана-графика всех этапов исследования.

3. Координация проведения всех этапов: взаимоувязка сопредельных структур, проблем и т.п.

4. Сдача материалов заказчику.

5. Участие в реализации социальных технологий.

Прежде,чемраскрыватьсодержаниеметодологическогораздела программы социологического исследования, вспомним, что собой представляет методология, метод, методика.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является обоснованием способа достижения и построения этого знания.

Методология дает философское обоснование способов и приемов организации всего многообразия видов (в том числе и познавательной) человеческой деятельности и предполагает раз-работку методов, адекватных изучаемым и преобразуемым объектам.

Одна из важнейших функций методологии — эвристическая: она должна не только описывать и объяснять некоторую предметную область, но и одновременно являться инструментом поиска нового знания. Если формулировать кратко, то методология — это учение о методе.

Можно выделить три уровня методологии:

⇒ всеобщая научная методология (например системный под-ход);

⇒ общесоциологическая методология (социальная филосо-фия);

⇒ частносоциологическая методология (социология личности, труда, молодежи и т.п.).

Метод — совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Для социологического исследования — это основной способ сбора, обработки и анализа эмпирических материалов.

Методика — совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Эффективность любой методики тем выше, чем полнее каждый ее компонент ориентирован на конечный (целевой) результат, чем оптимальнее используются в ней элементы контроля и проверки.

Методика социологического исследования — это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни применительно к уникальным особенностям проблемной ситуации и исследовательских задач, специфике изучаемых объекта и предмета, к конкретным организационно-экономическим, финансовым, кадровым и другим возможностям исследовательского коллектива.

Методика социологического исследования реализуется в виде совокупности нормативных предписаний и конкретных инструментальных процедур и операций, необходимых для решения исследовательских задач, а также критериев оценки качества получаемой эмпирической информации.

Каждая социологическая методика представляет собой, как правило, совокупность оригинальных, иногда уникальных методических решений, которые являются результатом теоретических и эмпирических обоснований их адекватности для конкретных исследовательских задач, конкретных объекта и предмета исследования.

Методика социологического исследования включает:

  • обоснование и способы проектирования и реализации выбо-рочных процедур;
  • конкретные разновидности методов сбора эмпирических материалов, представленных в виде опросников, бланков и других форм полевых документов;
  • указания относительно методов и средств преобразования эмпирических материалов и выходных форм;
  • инструкции анкетерам, интервьюерам, операторам, организаторам исследования, руководителям и т.п.
К числу эффективных средств, обеспечивающих высокое качество социологических методик, является пробное (пилотажное) исследование, в котором разработанные на теоретическом уровне методики проверяются в реальных условиях и корректируются в зависимости от полученных результатов.

Проблема исследования является исходным пунктом всяко-го исследования. Она представляет собой 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл) и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога проблема предстает в форме проблемной ситуации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную.

Гносеологический аспект проблемной ситуации — это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значения которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который лицо, принимающее решение (ЛПР), считает целесообразным.

В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой. (Например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информационно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения относительно этого закона на положительное).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)