Развивающий потенциал интеграции общего и профессионального образования

Принципы интеграции общего и профессионального образования. Принцип профессиональной направленности. Он наиболее явно ориентирован на обеспечение взаимосвязи общего и профессионального образования. Он регулирует соотношение общего и профессионального образования при одновременном изучении основ наук и профтехнических дисциплин; нацеливает на формирование профессиональной направленности личности как ее важнейшего свойства. Он способствует установлению связей не только между дисциплинами общеобразовательного и профессионального цикла, но и внутри этих циклов.

Взаимосвязующая функция профессиональной направленности проявляется в правилах его реализации:

  • при изучении основ наук раскрытие сущности законов, принципов, положений науки сопровождать иллюстрацией конкретными примерами их применения в изучаемой профессии (в технике, технологии, инструментах, приемах и методах работы);
  • в ходе профессиональной подготовки раскрывать законы, принципы и положения науки, лежащие в основе изучаемой техники, инструментов, технологии производства и профессиональных умений и навыков;
  • систематически применять задачи и задания с производственным содержанием по изучаемой профессии в курсе физики, химии, математики, биологии;
  • в процессе изучения основ наук, общетехнических и специальных дисциплин раскрывать личную и общественную значимость политехнических знаний и умений в овладении новой техникой и технологией, смежными специальностями, профессиональным мастерством; учитывать связь принципов профнаправленности и проблемности как условие развития способностей учащихся к техническому творчеству и рационализации;
  • при изучении гуманитарных предметов систематически использовать исторические, литературные материалы, произведения искусства, отражающие тему труда, изучаемую профессию, показывая ее значение в развитии производства, жизни общества и отдельного человека, что направлено на формирование ценностной ориентации личности;
  • осуществлять комплексное планирование видов воспитательного воздействия на учащихся для развития потребностей, эмоций, установок, интересов, склонностей, идеалов и убеждений учащихся как основных форм проявлений профессиональной направленности личности.

Принцип политехнизма. Специалисты (С.Я. Батышев, С.А. Шапоринский и др.) выделяют два уровня политехнического образования – общий политехнический уровень и профессионально-политехнический.

Задача общего политехнического обучения состоит в вооружении учащихся знаниями основных принципов производственных процессов и навыками обращения с простейшими, которые являются родственными для главных отраслей производства, т. е. ознакомить в общих чертах с техникой, технологией и методами труда в различных отраслях производства, которые общепроизводственные знания и умения, подготовив тем самым к свободному выбору профессии (или помочь с знанием дела подойти к выбору профессии) для работы в одной из этих отраслей.

Таким образом, в задачу общего политехнического обучения входит ознакомление с простейшими всех производств, прежде всего в познавательных целях. На данной ступени общетехнические и общетехнологические знания и умения, приобретаются при изучении предметов естественно-математического цикла и прохождении специальных практикумов.

Задача профессионально-политехнического обучения, являющегося продолжением общего политехнического, его конкретизацией применительно к определенной отрасли производства, – основательное и всестороннее изучение основ производства определенной отрасли, овладение как в теории, так и на практике общей технологией и на основе этого знаниями и умениями выполнять работы на смежных по технологии участках производства или обслуживать сложенное автоматическое оборудование.

Такое обучение обусловлено усиливающейся переменой труда внутри отраслей производства, многообразием и сложностью применяемых орудий производства и технологических процессов, разнообразием выполняемых рабочими функций. На этой ступени общетехнические и общетехнологические знания и умения, приобретаютсяя при изучении предметов общетехнического цикла и прохождении специальных практикумов.

К основным условиям реализации принципа политехнического обучения специалисты относят:

  • соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
  • организацию учебного материала в целостную систему взаимо-связанных знаний;
  • связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
  • доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
  • возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
  • опору на базовуюстабильность и динамичность учебного материала в
    течение более или менее длительного периода;
  • системность;
  • соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе учебного заведения;
  • учет факторов, влияющих на производительность труда.

Разработаны требования к организации взаимосвязи общего и профессионального образования с учетом политехнического принципа:

  • воспроизведение политехнических ситуаций в процессе обучения в максимальном приближении к производительному труду на производстве (учитывая и социально трудовые функции современного рабочего);
  • раскрытие научных основ технических объектов (процессов, явлений) в сопровождении соответствующих обобщений (функций и строения, функциональных и научных принципов объектов);
  • обобщение способов и приемов политехнической ориентации при овладении ими;
  • раскрытие формируемых научно-технических знаниях технического объекта (процесс, явление) как системы;
  • сообщение научно-технических знаний в систематизированном виде, отражающем как отдельные производственно-технологические целостности (рабочее место, технологический участок и т.п.), так и индустриальное производство в целом;
  • систематическое использование возможностей предметов гуманитарного цикла для придания политехнической подготовке социально значимого и личностного смысла;
  • соблюдение преемственности политехнической подготовки учащихся в учебных заведениях, в учебной и внеучебной работе;
  • формирование мотивации поисковой деятельности в сфере труда и производства;
  • развитие межличностных и межгрупповых отношений, характерных для поисковой деятельности при коллективных формах труда.

Принцип преемственности. В педагогике преемственность характеризуется как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Она отражает связь прошлого, настоящего и будущего в содержании, методах, формах и средствах обучения.

Преемственность предполагает также установление связи обучения и воспитания с предстоящей трудовой и общественной деятельностью учащегося. В связи с чем преемственность в условиях профессионального образования в качестве своей важной функции имеет обеспечение интеграции (взаимосвязи, взаимодействия) системы знаний и способов деятельности по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам.

Условия реализации принципа преемственности:

  • знание преподавателями требований и содержания учебных программ за курс ОШ по своему предмету, по смежным предметам, технических, технологических, экономических особенностей базового предприятия, требований квалификационных характеристик по изучаемым учащимися профессиям;
  • знание закономерностей организации учебно-воспитательного процесса по усвоению учащимися знаний, умений и навыков, необходимое для реализации преемственности посредством методов обучения;
  • соблюдения единых требований к учебно-воспитательному процессу в школе и профессиональном учебном заведении, общности форм и методов организации трудового обучения и производительности труда, индивидуального подхода к учащимся.

Средства интеграции общего и профессионального образования. Действенным средством интеграции общего и профессионального образования является производительный труд обучающихся. Однако, как предупреждают исследователи, производительный труд может выполнить свою объединительную функцию относительно интеграции общего и профессионального образования если ставятся практические задания, дающие возможность учащимся сочетать функции непосредственного воздействия на предает труда с функциями наблюдения, контроля, регулирования, требующими больших теоретических знаний, создаются условия для творческого использования учащимися полученных ранее знаний в новых производственных ситуациях, при решении новых производственных задач; оцениваются не только профессиональные умения, но и теоретические знания обучающихся и умелое их применение; процесс производительного труда учащихся используется для восстания их экономического мышления и формирования опыта производственных отношений.

С точки зрения исследователей, успешной интеграции общего и профессионального образования способствуют также:

  • унификация учебных программ по группам профессий;
  • создание синтетических курсов на основе группировки учебных предметов и отдельных их разделов по объекту и предмету изучения при одновременном сокращении количества учебных дисциплин (это может быть, например, физика с основами электротехники, физика с курсом материаловедения, геометрия с основами технического черчения);
  • устранение необоснованного сокращения числа часов на изучение общеобразовательных предметов;
  • введение в программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального образования спецкурса по взаимосвязи общего и профессионального образования молодежи;
  • изучение преподавателями предметов естественно-математического и гуманитарного циклов специального курса технико-технологической подготовки при институтах усовершенствования и инженерно-педагогических вузах;
  • участие профессионально-педагогических работников в экспериментальной работе по реализации интеграции общего и профессионального образования;
  • введение в качестве одного из критериев оценки деятельности педагога (мастера производственного обучения) реализации интеграции общего и профессионального образования;
  • создание совета организационного обеспечения интеграции общего и профессионального образования.

Функциями такого совета могут стать:

  • включение вопросов интеграции общего и профессионального образования в перспективный план работы ОУ и план работы педагогических советов, внесения вопросов данной интеграции в программу педагогических чтений, проводим те в училище, составления расписания уроков, оптимально соответствующего решению задач взаимосвязи;
  • организация педагогического и методического взаимодействия учителей (совместная разработка преподавателями общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин и мастерами производственного обучения, тематических и поурочных планов, установление межпредметных и межцикловых связей, взаимопосещение уроков преподавателями специальных и общеобразовательных дисциплин, их анализ и обсуждение и т.д.);
  • организация изучения передового опыта реализации интеграции общего и профессионального образования педагогами профессионального образования; оказание помощи председателям методических, объединений, в постановке и обсуждении вопросов интеграции и заслушивания отчетов мастеров производственного обучения и преподавателей о ее реализации на уроках и в воспитательной работе;
  • создания внутри ОО методических межцикловых комиссий, могучих составить оптимальные сводно-тематические планы и сетевые графики межцикловых связей;
  • организации пропаганды и внедрения в практику результатов научных исследований по проблеме интеграции общего и профессионального образования.

В обязанности совета организационного обеспечения интеграции общего и профессионального образования также должно входить создание соответствующей материальной базы, как то:

  • создание «совмещенных» учебные кабинетов по родственным предметам (например, физике и электротехнике), лабораторий, мастерских и участков для теоретической и профессиональной подготовки молодых рабочих, помещений для занятий техническим творчеством и т.д.;
  • оборудование всех учебных кабинетов техническими, средствами (компьютерами, дисплеями и др.), позволяющими наглядно демонстрировать роль теоретической подготовки в овладении конкретной профессией с одной стороны и роль практической подготовки в освоении основ наук;
  • оборудование учебных мастерских «интегральными» тренажерами, инструментами и приспособлениями, успешное освоение которых требует от учащихся как профессиональных знаний, умений и навыков, так и знания теоретических основ осваиваемой профессии;
  • оснащение кабинетов и мастерских учебно-наглядными пособиями в содержании которых отражается фактическая значимость законов, принципов положений паук.

Одним из направлений интеграции общего и профессионального образования является усиление прикладной и профессиональной направленности дисциплин общеобразовательного цикла. В частности это относится к математике – «царице наук». Под прикладной направленностью обучения математике специалисты понимают целевую установку, определяющую бинарную деятельность преподавателя и учащихся по формированию у последних качеств личности, необходимых для необходимых для применения математики в ходе осуществления профессиональной деятельности. Важна оптимизационная роль математики, заключающаяся в выборе наиболее благоприятной (выгодной) человеческой деятельности.

Идеи оптимизации частично вошли в действующий курс математики в связи с теорией экстремумов. Некоторые задачи оптимизации решаются в различных разделах прикладной математики: теории линейного программирования (задачи оптимального оптирования и управления производством: транспортная задача, задача о рациональном расположении и загрузке станочного оборудования, задача о пищевом рационе и пр.); теории графов (задачи оптимального расписания, сетевого планирования и другие, т.е. различные задачи, решаемые с помощью геометрических схем, позволяющих наглядно, без громоздкого аппарата, иллюстрировать в компактном виде содержание и поиск решения); теории игр (задачи принятия оптимальных решений в сложных динамических системах, где выделены антагонистические стороны, преследующие противоположные цели).

Далее специалисты указывают на важность ознакомления обучающихся с элементами теории вероятностей и математической статистики для их политехнического образования. Овладение ими позво-ляет ориентироваться в большом количестве однотипных событий по небольшому количеству определенным образом выбранных данных, принимать рациональные решения в условиях случайных событий.

Потребность в подобных компетенциях возникает в производственной деятельности, например, в процессе определения качества выпускаемой продукции. Прикладная направленность обучения математике предлагает также отбор и структурирование содержания в соответствии со спецификой отдельных групп профессий.

Исходя из того понимания, что основным объектом изучения математики являются пространственные формы и количественные отношения, правомерно предположить: группы профессий, преобразующие внешние формы изделий (деревообработчики, металлообработчики, строители и др.), требуют углубленного изучения разделов геометрии, касающихся пространственных форм.

Представителям профессий, работа которых включает преобразование количественных характеристик объекта (операторам, лаборантам, настройщиком), более всего нужны разделы алгебры и математического анализа, связанные с приближенными вычислениями, с функциональной зависимостью и т.п.). Для рабочих, содержание труда которых включает серьезную умственную работу (наладчиков станков с программным управлением, слесарей по ремонту автомобилей и др.).

Таким образом, прикладная направленность обучения математике должна предстать в виде регулятивной системы обеспечения ма-тематического образования учащихся, позволяющего успешно применять математический аппарат в решении практических задач. В связи с необходимость развития сегодня проективного мышления одной из важных задач становится обучение учащихся математическим моделям.

По словам выдающегося ученого С.Л. Соболева, учащихся надо познакомить с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими моделями. Соответственно, их надо научить строить математические модели встречающихся жизненных ситуаций.

Другие исследователи также указывали на необходимость изучения математики как исследовательского и практического средства. В связи со сказанным выше возникает проблема развития у обучающихся мышления математика-прикладника. Содержание такого мышления, указывают исследователи, можно охарактеризовать через этапы решения практических задач:

Первый этап – создание математической модели, изучаемого объекта: выявление существенных и несущественных условий, определение критерия оптимальности и ориентировочных границ решения, подбор или составление математических формул и уравнений, описывающих исследуемое явление. В итоге проектируется гипотетическая модель прикладной задачи.

Второй этап – нахождение метода решения построенной математической модели. Данный этап включает в себя действия: анализ задачи и решение ее при различных значениях параметров.

Третий этап – интерпретация результатов: проверка соответствия результата «здравому смыслу» прикладной задачи.

В работах по профессиональному образованию в качестве средств формирования моделей мыслительной деятельности предлагаются поисковые производственно-технические упражнения: диагностические, конструктивные и упражнения на оперативное принятие рациональных решений в различных производственных ситуациях.

Диагностические упражнения содействуют овладению обучающимися приемами поиска неисправностей в работе, установления причин возникновения и способами их устранения. Такого рода умения необходимы наладчикам, операторам, работникам автотранспортного профиля и др. В составе диагностических упражнений важное место занимают упражнения на отыскание ошибок, имеющие следующую методику построения: приводится задача с заведомо ложным решением, цель, учащегося при этом – отыскать ошибку, установить причину возникновения и способ ее устранения.

Конструктивные упражнения упражнения на самостоятельное составление задач. В ходе решения такого рода задач формируются следующие умственные действия: анализ и уяснение данной ситуации, задачного содержания; установление связи между данными упражнения; оптимизация числа данных; формулирование условия задачи и постановка вопроса к условию; решение составленной задачи.

Последовательность решения упражнений на оперативное принятие рациональных решений в различных производственных ситуациях:

  • подбор учебной задачи, желательно с производственным содержанием;
  • решение задачи;
  • составление нового задания путем изменения одного или нескольких элементов в содержании решаемой задачи.

На первый взгляд внесенные изменения кажутся несущественными, однако они вызывают у учащихся значительное интеллектуальное затруднение, вызванное переходом от одного привычного закрепленного умственного действия к новому другому. Определенную эвристическую ценность и сегодня может иметь система упражнений, разработанная Л.П. Голощекиной: Технические упражнения. Они предназначены для изучения учащимися малярной техники, ее устройства, правил эксплуатации, определения и устранения неисправностей.

Пример: По основным деталям и сборочным единицам установить назначение машины:

  • электродвигатель, кожух, патрубки, загрузочный бункер, неподвижный ротор, вращающийся ротор (ответ: мелотерка);
  • редуктор, верхний и нижний жернова, чаша с разгрузочным лотком, загрузочная воронка с мешалкой, регулировочное устройство для прижима жерновов (ответ: краскотерка);
  • шатун, эксцентриковая муфта, электродвигатель, сетки, рычаг, корпус сита (ответ: вибросито) и др.

Технологические упражнения. Они способствуют изучению учащимися логической последовательности операций, способов, приемов, правил выполнения операций при подготовке и отделке поверхностей под окраску, при окраске неводными и водными составами, оклеивании поверхностей обоями и пленками и т.д. Среди них выделяются упражнения на моделирование профессиональных действий, упражнения с технологическими картами, упражнения с технологическими схемами.

Упражнения на моделирование профессиональных действий способствуют оперированию образами предметов, отсутствующими в данный момент в учебном кабинете. Основным средством выполнения упражнений по моделированию предстоящих действий служит речевая деятельность, т. е. словесное воспроизведение технологии действий, или, как говорят психологи, „идеальная деятельность” воспроизведения в уме образа, выполняемого в действительности.

Упражнения на моделирование с одной стороны способствуют развитию общих способностей, как то: анализа, синтеза, обобщения, умозаключения, абстрагирования. С другой стороны, они способствуют развитию психологической готовности выполнения трудовых операций в действительности.

Заданиями на моделирование служат упражнения по разработке учащимися, например, такого типа: по нескольким эскизам фасадов различных зданий (эскизы подбирает преподаватель) установить их назначение (жилой дом, кинотеатр, спорткомплекс и т. д.); обосновать выбор материалов, из которых они могут быть построены; назвать конструктивные особенности зданий и дать рекомендации для места их строительства (город, село, зона отдыха и т. д.) или же при изучении темы „Окраска поверхностей водными составами” учащиеся выполняют упражнения по моделированию технологического процесса приготовления клеевого колера.

Они самостоятельно планируют последовательность всех этапов приготовления окрасочного состава:

  • замачивание пигментов в воде до сметанообразного состояния;
  • смешивание пигментов с подбором по цвету;
  • приготовление 20%-ного растительного клея;
  • перетирание пигментов на краскотерке;
  • заклеивание состава;
  • проверка колера на текучесть;
  • проверка колера на заклеенность;
  • процеживание колера через вибросито;
  • окраска и просушивание образца;
  • сравнение с эталоном.

Упражнения с технологическими картами способствуют систематизации знаний. Для выполнения упражнений учащимся выдаются формы инструкционно-технологических карт. Заполняя карту, учащиеся анализируют задания, расчленяют технологический процесс на отдельные операции, продумывают и конкретизируют способы их выполнения, уточняют составы и технологию приготовления окрасочного колера. Упражнения обеспечивают качественное овладение учащимися трудовыми приемами.

Упражнения-задания с технологическими схемами, призванные развивать ориентировочную основу деятельности учащихся, построению рационального алгоритма действий: указать недостающие операции при выполнении простой клеевой окраски:

  • очистка, сглаживание;
  • составить схему технологического процесса, выполняемого при известковой окраске по штукатурке и бетону;
  • составить схему технологии обойных работ при централизованной заготовке обоев;
  • определить, какие рабочие операции лишние в технологии подготовки, обработки и известковой окраски поверхности кирпича, доказать ненужность лишних операций, указать последовательность операций: очистка, смачивание водой, грунтовка, подмазка, шлифование, окраска, торцевание.

Упражнения-задания творческого характера, способствующие разностороннему развитию личности.

Примеры:

  • нарисовать эскизы отделки поверхностей под ситец, шелк, бархат, мрамор, дерево;
  • обосновать цветовое решение интерьера квартиры: общей комнаты, столовой, детской комнаты, кабинета, кухни, прихожей, санузел;
  • нарисовать узоры валиков для отделки поверхности;
  • разработать два-три рисунка для трафарет;
  • придумать рисунок для обоев; подобрать гармоничные сочетания цветов.

Организационно-экономические упражнения, способствующие формированию умений планировать последовательность выполнения трудовых операций, определять способы работы, выбирать инструменты, приспособления, подсчитывать объем выполненной работы, рассчитывать потребность в материалах, определять качество работы, подсчитывать заработную плату.

Например, упражнение на выявление потребности в материально-технических ресурсах (строительных материалах, механизмах, инструментах, приспособлениях) для улучшенной окраски:

  • стен по штукатурке площадью 300 м2, дверей – 150, окон – 360, полов – 2000 м2;
  • на определение качества отделочных работ, если при его оценке было выставлено: за подготовку поверхности к окрашиванию – „хорошо”, за шпаклевание – „удовлетворительно”, за малярную окраску – „хорошо”, за оклеивание обоями – „удовлетворительно”.

Роль средств интеграции общей и профессиональной подготовки могут также сыграть:
Использование задач с производственным содержанием. Их цель – показать возможности применения знаний по общеобразовательным дисциплинам при решении технических и технологических проблем. Так, в практике распространен опыт насыщения расчетных химических задач конкретным производственным содержанием.

При этом проделываются следующие операции:

  • в условии задачи указывается способ получения веществ или применение его в производственных условиях;
  • вскрывается химическая сторона технологии производства и требуется составление уравнения реакции, по которому она протекает;
  • конкретизируется масштаб производства, вид и размеры аппаратуры, технические и технологические параметры и т.д.

Например: Для разметки деталей слесари используют 10%-ный раствор медного купороса. Сколько потребуется медного купороса и воды для приготовления 4 л. такого раствора? В количественных задачах ответ на поставленный вопрос может быть получен только при помощи вычислений. При их решении качественный анализ играет, чаще всего, вспомогательную роль, дополняя подсчет количественных характеристик процесса.

Наиболее это характерно для тренировочных количественных задач, требующих простого анализа и простого вычисления. Их решение необходимо для конкретизации только что сообщенной закономерности. Простейшие из них решаются устно. Пример подобной количественной задачи:

Определить сопротивление нихромовой проволоки, длина которой 150 м., а площадь поперечного сечения 0,2 мм2. Иначе говоря, количественные задачи выполняют большей частью лишь информативную функцию и слабо ориентированы на применение межпредметных знаний. Эти недостатки отсутствуют при решении качественных задач, решаемых путем логических умозаключений, с опорой на естественнонаучные законы.

Решением может быть чертеж, выполнение эксперимента, но без использования математических действий. Очень значимо для нас то обстоятельство, что качественные задачи ориентированы на установление связей между естественнонаучными дисциплинами и техникой (производством). Тем самым такого рода задачи становятся важным средством подготовки учащихся к практической деятельности. Так, в задачах с техническим содержанием отражена связь естественных предметов с техникой. Например:

Почему для постройки сверхскоростных реактивных самолетов используют специальные жароустойчивые сплавы? Подобные задачи учитель может составлять сам, используя сообщения из газет, журналов, радио и телевидения. При решении таких задач все внимание обучающихся сосредоточено на раскрытии новых терминов. Множество примеров простых и сложных качественных задач можно обнаружить в сборниках занимательных задач.

Например, в книгах Я.И. Перельмана «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Физика на каждом шагу»; В.И. Зибера «задачи-опыты по физике», Е.И. Игнатьева «Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы». Пример занимательной задачи: почему не удается встать со стула, не нагибая корпуса вперед? Е.И. Игнатьева «Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы».

Интересно
В книге Е.И. Игнатьева приводится задача-парадокс «Земля и апельсин»: «Вообразим, что земной шар обтянут по экватору обручем, и что подобным же образом обтянут и апельсин по его большому кругу. Далее вообразим, что окружность каждого обруча удлинилась на 1 м. Тогда, разумеется, обручи отстанут от поверхности тел, которые они раньше стягивали, и образуют некий зазор. Спрашивается, в каком случае этот зазор будет больше – у земного шара или апельсина?».

Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися. В их решения прививаются навыки наблюдения и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физических кабинетах. Развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия. Так, огромно значение для развития учащихся, формирования у них обобщенных знаний, интеллектуальных умений, определенных практических навыков и воспитания интереса к химии имеет решение качественных химических задач. Опыт свидетельствует, что систематическое использование качественных задач в процессе обучения способствует формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию, развивает интерес к химии и приобретаемой профессии.

Наиболее продуктивными задачами с точки зрения реализации взаимосвязи химии со специальными дисциплинами представляют два типа задач:

  • Задачи на применение в различных связях знаний общих, характерных и особых свойств веществ для: распознавания веществ и доказательства их строения; выбора промышленного способа получения вещества; объяснения, обоснования и предположения областей применения веществ в производственных условиях; предсказания общих химических свойств соединений по их составу и строению; определения в продукте примесей, разделения смесей.
  • Задачи на применение в различных связях знаний о закономерностях химических реакций: выбор способа получения отдельных веществ с учетом условий протекания реакций; составление технологической схемы получения соединений; использование общих представлений о признаках химических реакций для предсказания признаков отдельных химических явлений, физических и химических свойств получаемых веществ; использование термодинамических представлений для объяснения химической активности того или иного соединения, выбора способа его получения.

Очень важно сделать полученные знания по основам наук «живыми», интересными для обучающегося. Необходимо, чтобы за формулами, законами и принципами они могли бы увидеть возможность решения на их основе реальных жизненных проблем. В том случае к нам на помощь приходят «жизненные задачи», ориентированных на решение вопросов: «Почему небо голубое?», «Почему, возвращаясь из магазина с тяжелой сумкой, ручки больно врезаются в ладони, и как это предотвратить?». «Чем объясняется расцветка крыльев жуков, стрекоз и прочих насекомых?» и т.д.

Свою роль в «оживлении» фундаментальных знаний могут сыграть задачи-рассказы. Пример: Хорошо летом в лесу. Птицы поют, где-то невдалеке дятел выстукивает. Лежишь себе на поляне и слушаешь музыку леса. А под вечер мне нравится сидеть у костра, смотреть на пламя, помешивая горящие дрова. Я люблю лес и когда ухожу домой, то всегда тщательно тушу костер водой из ручья. Вода в ручье холодная, и мне казалось, что именно ей можно затушить костер быстро.

Но однажды, в походе с друзьями, мы согрели воду на костре, чтобы попить чаю, а оставшуюся воду вылили в костер. И как интересно получилось, костер погас быстрее, чем когда я заливал его холодной водой. Я сказал: ” А знаете, ребята, что если заливать костер горячей водой, то он погаснет быстрее и воды затрачивается меньше”. ” Не может быть “- ответили мне друзья.

Прав ли я? Ответ: Если заливать костер кипящей водой, то сразу начинается процесс ее испарения, требующего большего количества теплоты, поэтому костер будет быстро остывать. Кроме того, пар обволакивает горящие дрова, перекрывает к ним доступ кислорода, и процесс горения прекращается. Если заливать холодной водой, то вначале вода будет нагреваться, отбирая значительно меньшее количество теплоты, А уже потом начинается парообразование.

Тушение кипятком пойдет быстрее, воды потребуется меньше, чем для тушения холодной водой. заливать холодной водой, то вначале вода будет нагреваться, отбирая значительно меньшее количество теплоты, А уже потом начинается парообразование. Тушение кипятком пойдет быстрее, воды потребуется меньше, чем для тушения холодной водой.

Усилению профессиональной направленности дисциплин общеобразовательного цикла способствуют лабораторные и практические работы. Но в этом случае необходимо учитывать ряд условий. Исследования показывают, например, что профессиональная направленность при выполнении химического эксперимента реализуется, если в содержание практических работ, демонстрационных и лабораторных опытов ввести новые (или усилить имеющиеся) профессионально значимые элементы; использовать приборы, узлы и модели установок, материалы соответствующего производства; создавать в ходе эксперимента проблемные ситуации, которые бы имитировали производственные.

Выполнение лабораторно-практических работ вызывает у учащихся необходимость изучения и применения знаний физики, математики, специальной технологии, формирует навыки проведения простейших исследований, переноса знаний в практическую деятельность, способствует углублению и осмыслению ранее полученных теоретических сведений на новом более высоком уровне.

Так, на лабораторно-практическом занятии по исследованию влияния режимов резания и смазки на качество нарезаемой или накатываемой резьбы позволяет учащимся вначале произвести расчеты и вычисления, определить соответствующую смазку, а затем уже практически осуществить настройку станка (проверить сцепляемость зубчатых колес, точность шага винта и др.) и процесс нарезания. При помощи твердомеров, специальных оптических устройств и металлографических микроскопов исследуется; твердость материала, основные элементы и параметры шероховатости резьбы.

В ходе выполнения лабораторно-практических работ учащиеся углубляют первоначальные представления о выполнении некоторых рабочих приемов и операций, совершенствуют умения. Например, выполнение лабораторно-практических работ по курсу «Оборудование швейных предприятий» способствует закреплению знаний, полученных учащимися в процессе теоретического обучения, и приобретению навыков самостоятельного анализа работы механизмов, устранения и предупреждения неполадок, определения их причины, освоению правил эксплуатации машин и приемов работы на них.

Изучение принципов работы и эксплуатационных свойств оборудования, проверка их достоверности на примере работы конкретных объектов имеют большое значение для профессиональной подготовки учащихся, в особенности если в ходе выполнения лабораторно-практических работ, учащиеся используют кинематические схемы, проводят разборку и сборку механизмов и узлов.

Весьма эффективным средством интеграции общего и профессионального образования служат связи производственного обучения с предметами общеобразовательного цикла. Специалисты (О.Е. Лисейчиков и др.) определили требования, выполнении которых способствует установлению этой связи на примере физики.

Приведем некоторые из них. Пример первый. В процессе производственного обучения при изучении трудовых приемов, действии и операций, принципов работы и эксплуатации конструкций и оборудований, необходимо постоянно закреплять знания из курса физики, соблюдая при этом принятые обозначения физических величин, терминологию, трактовку понятий и законов.

Например, мастер производственного обучения при рассмотрении вопроса о чистовом обтачивании стальных заготовок акцентирует внимание учащихся на том, что для такой обработки необходимо использовать резцы с мелкозернистой структурой, обозначаемые в конце маркировки буквами М (мелкозернистый) или ОУ (особо мелкозернистый). Высокая чистота обрабатываемой поверхности достигается благодаря наличию у таких резцов по сравнению с обычными более высокой точности и твердости.

Прочность и износостойкость придает резцам мелкозернистая структура твердосплавных пластинок. Возникает вопрос: почему названные свойства имеют резцы с мелкозернистой структурой? Для объяснения этого факта учащимся необходимо привлечь знания о кристаллическом строении твердых тел, силах межмолекулярного взаимодействия. Из курса физики им известно, что подавляющееся большинство твердых тел имеет кристаллическое строение, свойства которых зависят не только от расположения атомов в кристалле, но и от размеров и взаимного расположения самих кристаллов сил взаимодействия, сцепляющих их в единое целое.

В обычных условиях металл состоит из огромного количества сросшихся друг с другом мельчайших кристаллов (зерен) размером соло 0,001мм. Чем меньше зернистость металлов, тем сильнее будут действовать межмолекулярные силы, а, следовательно, тем больше будет прочность металла. Демонстрация мастером на вводном инструктаже различных приемов работы резнями с мелкозернистой структурой, выполнение самими учащимися учебно-производственных заданий, наглядно иллюстрирующих преимущества данных резцов перед обычными, делают профессиональные знания прочнее, а ранее полученные физические знания углубляются.

Пример второй. Осуществление связи производственного обучения с курсом физики посредством дополнения и углубления физических знаний на производственном материале. Например, при эксплуатации токарного станка приходные ремни клиноременных передач покрывают графитовым или бронзовым порошком, а шкивы заземляют. Учащиеся нередко не могут дать объяснение данному производственному факту.

Для решения этой задачи необходимо прежде всего выяснить, какие физические явления и законы лежат в основе принципа действия клиноременной передачи? В ходе беседы с учащимися мастер выясняет, что передача вращательного момента в коробке скоростей средством клиноременных передач осуществляется за счет сил трения, которые в свою очередь служат и причиной возникновения статического электричества между шкивом электродвигателя и прорезиненным ремнем.

Пример третий. Актуализация опорных физических знаний и умений, на вводном инструктаже производственного обучения. Цель актуализации – восстановление в памяти учащихся ранее изученного материала и способов действия, необходимых для более осознанного ими усвоения новых знаний и приемов работы.

Например, в процессе изучения темы «Сверление и рассверливание цилиндрических глухих отверстий» актуализация опорных физических знаний должна быть нацелена на воспроизведение знаний о различных свойствах охлаждающих эмульсий, в частности, о их поверхностном натяжений и смачивании. Дело в том, это при сверлении процесс резания происходит в более тяжелых условиях, чем при обтачивании, вследствие чего выделяется большее количество тепла, отвод которого осуществляется в основном за счет применения смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ).

Другой пример. Перед тем как изучать вопросы чернового обтачивания заготовок с ручной и механической подачей резца мастер производственного обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действия вместе с такими вопросами как: расскажите и покажите очередность установки кулачков в патроне, если на них отсутствуют порядковые номера? В чем причина, что один из кулачков патрона не прижимает закрепленную заготовку? и др. воспроизводит в памяти учащихся и физические знания, в частности, о перемещении тела в пространстве, видах движения.

Далее он демонстрирует принцип работы трехкулачкового самоцентрирующего патрона, у которого преобразование вращательного движения в поступательное наблюдается при вращении торцевым ключом конических шестерен. Эти шестерни имеют зацепление с центральным зубчатым колесом, на торцевой поверхности которого имеется спиральная нарезка. С ее помощью зажимные кулачки в пазах патрона совершают радиальное равномерное перемещение. Понимание учащимися сущности преобразования вращательного движения в поступательное, а также равномерного движения кулачков патрона позволит им при изучении вопросов ручной подачи резца более осознанно овладеть этим приемом.

Пример четвертый. Использование опорных физических знаний и умений при объяснении нового учебного материал и демонстрации приемов работы. Например, использование опорных физических знаний и умений можно показать в ходе демонстрации приемов сверления и рассверливания стальных заготовок с применением COЖ. В данном случае необходимо привлечь знания из курса физики о процессах кипения, испарения и теплопроводности жидкостей и газов, это позволяет объяснить причину медленного испарения СОЖ с поверхности сильно нагретого сверла.

Капельки смазывающе-охлаждающей жидкости при попадании на сверло вместо того, чтобы превратиться в пар, остаются в течение некоторого времени на его поверхности в форме неправильного сплющенного шара. Происходит это потому, что часть охлаждающей жидкости при попадании на сверло, вследствие высокой температуры его поверхности уже успевает перед соприкосновением испариться и образовать своего рода паровую подушку, препятствующую соприкосновению жидкости и сверла.

Образующаяся паровая подушка, вследствие низкой теплопроводности препятствует движению тепла от поверхности сверла к жидкости отчего последняя не сразу закипает и испаряется. Тем самым, более углубленное, на основе связи с курсом физики изучение данного вопроса расширяет теоретические знания, учащихся об изменении агрегатного состояния вещества, воспитывает бережное отношение к режущему инструменту, стремление продолжить срок службы, не допускать чрезмерного нагревания при сверлении.

Пример пятый. Организация самостоятельной работы учащихся при выпуске сложной продукции с применением передовой технологии и производственной оснастки. Убедительным примером использования передовой производственной оснастки, в основе действия которых могут лежать физические явления и законы, служит установка на современных металлорежущих станках специальных оптических устройств. Эти устройства позволяют токарю во время рабочего процесса следить как за чистотой обработки, так и за отклонением от номинальных размеров.

Раскрытие научных основ передовой производственной оснастки в процессе обучения обращает внимание учащихся на прикладной характер связи физики с производством, формирует убеждение в ценности изучения всех разделов курса физики, в частности и оптики. Пример шестой. Привлечение на заключительном инструктаже производственного обучения физических знаний для выяснения сущности наиболее характерных ошибок и причин брака, допущенных учащимися во время работы в учебных мастерских.

Реализация этого требования предполагает использования таких приемов как: конкретизация физических явлений и законов на учебном материале производственного обучения, сравнение изготовленного, изделия с эталонным, указание причин брака, постановка познавательных и. проблемных вопросов и др. Так, при изучении вопросов обтачивания наружных цилиндрических и торцовых поверхностей с установкой предварительно зацентрованных заготовок в центрах часто причиной брака являются дефекты центрования деталей.

К ним относятся: смещение центрового отверстия относительно оси заготовки, некруглость их выполнения и др. После того, как в коллективной деятельности будут установлены вышеназванные причины брака, мастеру следует обратить внимание учащихся на сам процесс возникновения различной величины шероховатости обрабатываемой поверхности детали, в связи с чем им могут быть предложены следующие вопросы: на одинаковом ли расстоянии будут находиться различные точки наружной цилиндрической поверхности от центра вращения заготовки?

Что называется линейной скоростью? Будет ли изменяться линейная скорость этих точек при вращении заготовки? Окажет ли влияние изменение линейной скорости различных точек наружной поверхности на силы резания? и др. Более углубленное изучение следствия некачественного центрования заготовок позволяет учащимся увидеть в этом физическую основу, заключающуюся в том, что из-за неодинакового расстояния различных точек наружной цилиндрической поверхности до центра вращения наблюдается различная их линейная скорость и различное действие на них сил резания, отчего обрабатываемая поверхность обретает неодинаковую величину шероховатости.

В книге С.Я. Батышева «Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации)» выделены основные направления интеграции общего и профессионального образования, которые также могут быть квалифицированы как ее средства:

  • более углубленное изучение профессионально значимых теорий, законов и закономерностей, категорий, понятий, зависимостей в общеобразовательных предметах. из всей системы знаний выделяются и интенсивно формируются те из них, которые особенна близки к профессиональной подготовке;
  • разработка системы лабораторных работ, позволяющей создавать реальную производственную деятельность в учебных условиях и формировать не только общетрудовые, но и профессиональные навыки и умения. Нам представляется необходимым создание комплексной системы подбора такого сочетания лабораторных работ, которая способствовала бы оптимизации учебного процесса:
  • составление и решение задач с производственным содержанием в преподавании предметов естественно-математического цикла как органической части общей системы обучения;
  • конкретизация общих математических законов и зависимостей на учебном материале предметов профтехцикла. например, решение задач с применением других предметов в обучении математике; решение задач с применением математики к другим предметам; решение задач с применением математики к производственному обучению;
  • отбор узловых (опорных) вопросов, характерных для данной группы профессий, позволяющих генерализовать основные идеи, выделить те знания, которые близки к изучаемой профессии;
  • использование тренажеров для повышения научного уровня преподавания, например, блочных (типизированных) тренажеров, на которых преподаватель или мастер производственного обучения может воссоздать набор определенных, большей частью часто встречающихся на производстве проблемных ситуаций.

Технологии интеграции общего и профессионального образования. К технологиям интеграции общего и профессионального образования мы в данном случае относим проблемное обучение, проблемно-модельное обучение, метод анализа конкретных ситуаций, контекстное обучение, интегративные формы обучения, концентрированное обучение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)